УДК 37

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СПОСОБ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СПО

Заборина М.А.
Калужский железнодорожный техникум
Преподаватель, Калужский железнодорожный техникум – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения»

Аннотация
Личностно-ориентированный подход к реализации экологического образования студентов средних специальных учебных заведений посредством создания элективных курсов, как способ формирования экологической культуры личности и общества в совокупности практического и духовного опыта, взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Воспитание всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, экологическое образование


ELECTIVE COURSE AS A WAY TO A STUDENT-CENTERED APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL EDUCATION OF STUDENTS SPO

Zaborina M.A.
Kaluga Railway College
Teacher, Kaluga Railway Technical - branch of the state educational institution of higher professional education "Moscow State University of Railway"

Abstract
Student-centered approach to the implementation of the environmental education of students of specialized secondary schools through the establishment of elective courses, as a way of formation of ecological culture of the individual and society as a totality of practical and spiritual experience, human interaction with nature, to ensure its survival and development. Education-rounded individual capable of living in harmony with the environment.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Заборина М.А. Элективный курс как способ личностно-ориентированного подхода к реализации экологического образования студентов СПО // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/499 (дата обращения: 19.11.2016).

В свете идеи гуманизации современного образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к определению  сущности содержания образования. Согласно этому подходу учащиеся должны не только овладеть определенным учебным содержанием, у них должны быть сформированы ценностно-значимые запросы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои действия, за судьбу общества и страны, за  охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению несправедливости и бездушия и т.д.  Содержание образования представляется  как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, состоящий из четырех элементов:

  • Опыта познавательной деятельности, фиксированной в  форме ее результатов – знаний (о природе, обществе, технике, мышления и способах деятельности);
  • Опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки);
  • Опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики эксперимента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве);
  • Опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций (отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, к нормам морали, к мировоззренческим идеям и т.д.;

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов социального опыта позволяет человеку не только быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, творчески, способным вносить собственный вклад в существующую систему отношений. [1] 

Личностно-ориентированный подход в реализации  экологического образования в процессе подготовки будущих специалистов в Калужском железнодорожном техникуме  осуществляется  при помощи элективного курса -  «Экология и рациональное природопользование Калужской области», ориентированного на два года изучения. Элективный курс состоит  из двух частей:  первый год обучения – «Экология  Калужской области»;  второй год обучения – «Экология на железнодорожном транспорте». Необходимость создания   элективного курса  была обусловлена тем, что  в учебной программе техникума имеются дисциплины «Экология» и «Экологические основы природопользования», которые  никак не связаны с  местностью, где живут и будут в дальнейшем осуществлять свою профессиональную деятельность выпускники техникума. Данные дисциплины дают хорошее представление о  научной картине мира, развивает  экологическую грамотность,  но, к сожалению,  не привязывают экологические знания студентов  к конкретной местности, что так важно для формирования экологического мышления и сознания.    Элективный курс второго года обучения основан на уже  имеющихся сведениях об экологических особенностях железнодорожного транспорта, информация о которых имеет место в рамках преподаваемых специальных дисциплин, таких как, «Введение в специальность», «Общий курс железных дорог», «Охрана труда и техника безопасности». Предложенная  программа «Экология на железнодорожном транспорте» дает возможность студентам самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность, непосредственно связанную с направлением выбранной специальности. Личностно-ориентированный подход при осуществлении  программы элективного курса «Экология и рациональное природопользование Калужской области» способствует развитию личностных и профессиональных качеств каждого студента в отдельности. Отличительная особенность авторской программы от учебной программы по экологии состоит в том, в нее включены задания практической части и исследовательские  работы, что позволяет студентам быть не только пассивными слушателями, но и активными участниками учебного процесса. А это в свою очередь приведет к усилению важности и значимости, изучаемого материала. Практическая значимость курса заключается в том, что он ориентирует студентов  на включение их  в практико-ориентированную деятельность по изучению региональной экологической ситуации своей области, выявлению источников загрязнения и улучшению среды обитания. Особая значимость курса состоит в непосредственной связи экологических знаний с выбранной профессией. Студенты на практике учатся давать экологическую оценку ресурсов области, находить пути решения проблем рационального природопользования при выполнении профессиональной деятельности. Знакомятся  с составом воздуха, воды, почв своей области  и района. Выявляют источники загрязнения и ищут пути борьбы с ними.

Процессы  изменения природы закономерны  и, конечно, должны изучаться. Вряд ли можно надеяться на сохранение девственных участков территории области в условиях глобального изменения параметров экологической среды. И поэтому каждый житель нашей страны  в той или иной степени причастен к состоянию природы, территории своего края. Причастен  либо отношением к событиям, либо поведением, либо принятием решений.

Общество ответственно за уровень экологической культуры населения, и чем раньше будут прививаться её основы, тем лучше должен быть результат. При этом должны использоваться различные формы и способы просвещения.   Опыт такой деятельности подсказывает необходимость разработки общих дидактических основ междисциплинарных связей. А это, в свою очередь,  позволит  создать педагогическую систему экологического образования и воспитания в рамках учебного процесса СПО.

Педагогическая идея содружества педагогов и студентов, объединённых общим делом, живущих в одинаковых условиях, считается  главной в этой работе.  Осуществление этой программы позволит студентам осознать систему принципов и норм поведения по отношению к среде обитания, понять значение будущей профессиональной  деятельности и ответственности за неё, знание и любовь к Малой Родине.  А это в итоге  и приведёт к повышению общей культуры и этики отношений с природой.


Библиографический список
  1. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова и др. – М.: Пед. общ-во России, 2000. – 62 c.


Все статьи автора «Maria»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация