ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В РОССИИ

Дудник Анастасия Евгеньевна
Донской государственный технический университет

Ключевые слова: конкурсная система, конкурсные торги


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дудник А.Е. История появления подрядных торгов в России // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/05/189 (дата обращения: 03.12.2024).

Отечественная и мировая практика показывает, что конкурсная система отвечает интересам государства, выступающего в роли покупателя, в лице его органов управления на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации или муниципальном.

Закупки для государственных нужд в России производились с очень давнего времени. Исторически первое упоминание о мероприятиях, которые можно рассматривать как публичные торги, относятся к периоду царствования Алексея Михайловича. Постепенно начал осуществляться переход от волевого к экономическому подходу в отношениях между государством и поставщиками. Первая регламентация проведения публичных торгов была осуществлена во времена правления Петра I. Первые конкурсы, организованные в то время, обладали чертами, характерными и для современных торгов. В первую очередь, это открытость и публичность проводимого отбора, публичное сообщение результатов не только крупных, но и различных мелких торгов. С ростом числа проводимых конкурсов резко возросло число злоупотреблений, связанных с распределением и использованием казенных средств.  Была организована система учета выигранных подрядов, вводились и наказания.  На протяжении двух веков, до самой революции, система конкурсного поиска исполнителей государственных заказов развивалась и совершенствовалась. Более того, конкурсная система функционировала непродолжительное время после революции, в условиях НЭПа, при смешанной экономике. Однако с 1930 года, при переходе на плановое хозяйство, публичные торги, в основе которых лежала конкурентная состязательность, прекратились.

Наглядный путь исторического развития системы подрядных торгов в России представлен в Таблице 1. В основу положены результаты анализа семи основополагающих законодательных документов, регламентирующих проведение публичных торгов и принятых в различное время от Петра I до эпохи НЭПа.

Таблица 1. «Историческое развитие подрядных торгов в России»

№п/п Основные исторически правовые документы Схема проведения подрядных торгов
1 Регламент Адмиралтейства и Верфи 1721 г.  При проведение подрядных торгов писали билеты с указанием подряда, время, с какого начинали приниматься заявки и место проведения подряда. Билеты отправлялись полицмейстеру, который в свою очередь вывешивал их в наиболее видных местах. Сразу же шла рассылка в магистраты (администрации) других городов. Если поставка должна была состояться летом, о проведение конкурса  уведомляли в ноябре, о зимних поставках – не позднее июля. Обер-комиссар в присутствии контролера провозглашал цену, которую прибывшие подрядчики хотели получить за выполненную работу. Претендент должен был написать свои условия. По окончании установленного для приема заявок срока, участники торгов три раза в неделю приходили в коллегию и у них спрашивали, кто меньше возьмет за подряд. Подряд отдавался предложившему нижайшую цену при условии, что подрядчик был надежен, для чего обер-комиссар освидетельствовал поручительства, а сведения передавал в коллегию. Если подрядчик оказывался необязательным или не состоятельным, подряд отдавался более надежному человеку, даже если его цена превышала предложение менее надежного участника. Порядок снижения стоимости, устанавливался следующим образом: зажигалась суточная свеча, и соискателям объявлялось, “что еже ли из них кто одумается, или вновь явится во время горения той свечи, и брать будет меньше”, то уже утвержденный подряд или поставка передадутся ему. Но если такое предложение поступало после сгорания свечи, то оно не принималось. Свечу, во избежание различных эксцессов, охраняли два специально приставленных офицера.
2 Регул провиантского правления 1758 г В этом документе уделялось особое внимание рекламе и публикации объявлений о торгах. Каждому участнику конкурса сообщались условия, и предупреждали о недопустимости подлога и сговора с другими соискателями
3 Учреждение о губерниях 1776 г По новому положению функция проведения торгов передавалась Казенной палате. Ей доверялось заключать контракты на сумму до 10000 рублей сроком не более 4 лет. Казенная палата не выдавала аванса, и вся ответственность за соблюдение условий договора лежала на подрядчике.
4 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» август 1845 г  Первый уголовный кодекс России включал следующие  наказания:

  1. за нарушение конкурсных процедур;
  2. за давление на других участников торгов;
  3. за вступление чиновников в казенные подряды через подставных лиц;
  4. за допуск к торгам исполнителей, не соответствующих требованиям подряда;
  5. за приемку некачественно выполненных работ;
  6. за приписки при приемке работ.
5 Положение о подрядах и поставках 1900 г. Положение предусматривало проведение торгов трех типов: изустные торги, торги посредством запечатанных объявлений и смешанные. Изустные торги – это прототип современных аукционов. При проведении торгов посредствам запечатанных пакетов, в объявлении указывались день и час, с которого принимались пакеты с предложениями и начинались торги. Казенная цена представлялась на торги в запечатанном пакете, устанавливалась по заранее составленным сметам, с учетом сведений о ценах в местностях, где предполагалось выполнение госзаказа. Если полученные заявки удовлетворяли казенной цене, этот конверт уничтожался невскрытым. Если всем претендентам отказывали в подряде, казенная цена предавалась огласке. При проведении смешанных торгов сначала принимались устные заявления, а затем вскрывали конверты с заявками.
6 Положение “О государственных подрядах и поставках” 1923г. По форме подачи объявлений при проведении публичных торгов существенных изменений не было, они так же  подразделялись на изустные, в запечатанных пакетах и по телеграфу (смешанные). Публикацию о торгах до 100 000 руб. помещали в губернском официальном органе печати. Если цена превышала эту сумму, давалось еще одно объявление, в “Известия ЦИК”. Московские торги публиковались только в последнем издании. В объявлении должны были указывать особые требования. Претендент на участие в конкурсе присылал удостоверение личности (если не был известен комиссии лично), доверенность с указанием места жительства, квитанцию о предоставлении залога или др. оговоренного обеспечения. Принимала решение о допуске к конкурсу назначавшая торги контора, она же  рассматривала поступившие документы. Для проведения торгов  назначалась комиссия (не менее трех членов, один которых должен был быть председателем). Комиссия заводила торговый лист, в котором расписывались все участники, и протокол. Во время самих торгов комиссия сначала выслушивала устные объявления цен, потом переданных по телеграфу, и после этого вскрывались пакеты, предложения из которых также заносились в торговый лист. Если участник, подавший пакет, хотел понизить объявленную там цену,  он мог участвовать и в устных торгах. Если комиссия объявляла торги невыгодными, то через три дня в этом же помещении должна была происходить новый торг. Подряд или поставка сдавались без торгов, если не находилось соискателей, или являлся только один. На следующий день торговый лист и протокол с заключением комиссии подавался на утверждение руководителю организации – заказчика торгов. После утверждения результатов в течение двух дней проигравшим возвращались залоги, а в течение пяти – заключался договор с победителем, при предоставлении им предусмотренного Положением залога. В некоторых случаях все перечисленные документы отсылались на утверждение в вышестоящие органы власти. Копию договора контрагент получал по предоставлении промыслового патента и уплате гербового сбора.
7 Положение “О государственных подрядах и поставках» 11.05.1927г. С участников было снято ограничение на количество  поданных заявок. Несостоявшимися считались торги, по которым к моменту устного соревнования поступило менее двух предложений. После окончания торга заявки не принимались. Новый торг должен был пройти в течение семи дней, а на утверждение результата давалось три дня.Основной темой торгов стали ремонтно-строительные работы и строительство. По форме проведения обычными стали смешанные торги и изредка организовывались устные. Объявления из регионов практически не поступали, в основном принимали участия московские предприятия и учреждения, которых тоже стало немного. В июле 1928 г. было опубликовано всего 38 объявлений, а в декабре 1930г. газета “Известия” не поместили ни одного объявления о торгах.

Историческое развитие торгов в России рассматривается именно с позиций этих особенностей.

На государственном уровне конкурсные закупки вернулись в Россию только через 70 лет, когда был принят Указ Президента от 8 апреля 1997 г. № 305 “О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд”. Началась новая история конкурсных торгов в России.

К настоящему времени в России в системе конкурсного распределения государственных заказов отработаны процедуры подготовки и проведения всех этапов торгов. К ним следует отнести:

  1. объявление конкурса, максимально доступное для всех потенциальных участников;
  2. гласное объявление условий проведения конкурса, включая критерии, по которым будет выявлен победитель;
  3. определение требований к участникам конкурса;
  4. назначение органа, ответственного за проведение конкурса;
  5. выбор победителя конкурса;
  6. подготовка проекта контракта на выполнения государственного заказа;
  7. открытое объявление победителя конкурса.

Перечисленные процедуры хотя не в полной мере характеризуют конкурсную систему распределения заказов, однако отражают ее существенные, определяющие признаки и особенности.

Современный подход проведения подрядных торгов основан на, возможности полного исключении роли субъективных факторов в процессе выбора исполнителя государственного заказа, что достигается за счет детально прописанных процедур подготовки и проведения конкурса.


Библиографический список
  1. Веденеев Г.М., Кобзев Г.Н., Гончаров Е.Ю. – “Конкурсные торги в России: исторический опыт”:  Москва, издательство МЭИ, 2000г.
  2. Свинаренко А.Г.- «Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд»: Москва, ИНФРА, 2003г.
  3. Смирнов В.И., Нестерович Н.В. “Становление рыночной системы государственных закупок в России”, Казань, НПО “БизнесИнфоСервис”, 2005г.
  4. Яковлева В.А.- «Организация и проведение подрядных торгов на объекты и услуги в строительстве и городском хозяйстве»: Издательство АСВ, 2000г.


Все статьи автора «Дудник Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: