Особые экономические зоны (ОЭЗ) Китая

В любом государстве создание ОЭЗ преследует, невзирая на разность типов геополитического устройства, схожие цели – привлечение инвестирования в экономику, стимуляцию экономического роста, внедрение технологических инноваций, формирование максимально благоприятного климата для развития бизнеса и новых рабочих мест.

Экономика Китая на сегодня является одной из преуспевающих в мировой экономике, всего за 30 лет она сделала невероятный скачок в развитии.

Китайский опыт реформ в создании СЭЗ, без сомнения, может стать бесценным источником полезных, проверенных на практике знаний и решений, которые могут найти применение в качестве активирующего фактора развития экономики.

Какую роль сыграло создание СЭЗ для экономики Китая

Успех деятельности специальных экономических зон во многом зависит от показателей стабильности политического строя страны, что выступает своего рода гарантом того, что вложенные инвестиции будут должным образом защищены от различных форс-мажорных ситуаций.

В данном контексте Китай обладает закономерными плюсами, поскольку это страна с устойчивым и жестко управляемым политическим строем. Защищенность инвестиций обеспечивает, как инструмент воздействия, справедливая и эффективная судебная система.

Второй фактор преуспевания СЭЗ – формирование долгосрочных, продуманных и эффективных стратегий развития располагающихся на их территории производственных и иных предприятий, с учетом географической локации и индивидуальных особенностей местности, и определении на основе этого целей формирования специальных зон.

Виды специальных экономических зон в Китае

В Китае существует несколько типов СЭЗ. Различие между ними определяется, прежде всего, целью их создания:

  1. Зоны ТЭР (технико-экономического развития). На таких территориях создавались необходимые инфраструктурные условия, технологическая и кадровая среда для привлечения новейших мировых технологий, управленческих стратегий.

  2. Зоны ПЭС (приграничное экономическое сотрудничество).

  3. Бондовые зоны (территории свободной торговли).

  4. Зоны высокотехнологичных производств. Ориентированы на создание совместных с мировыми высокотехнологичными компаниями предприятий, с целью приобретения необходимых научных знаний и опыта. Льготы для иностранных участников таких зон субсидирует Министерство науки и технологий Китая.

  5. Зоны ЭП (экспортной переработки). В таких зонах функционируют экспортно-производственные предприятия и нужные для их обслуживания объекты.

  6. Открытые города. Территории с особым статусом полномочий местных властей, позволяющими осуществлять индивидуальную политику в экономике

  7. Свободные торговые зоны.

Зарубежные инвестирующие резиденты СЭЗ Китая пользовались следующими преимуществами: быстрое регистрирование новых предприятий (всего за 1 неделю), пониженная ставка налогообложения прибыли (15%). Кроме этого, им возвращался НДС, а при импорте оборудования не взимались таможенные пошлины.

Можно утверждать, что создание СЭЗ на территории Китая было своего рода экспериментальным шагом, призванным выявить наиболее эффективные механизмы регулирования экономики. Внедрение СЭЗ происходило поэтапно, каждая формируемая зона отличалась уникальностью и ориентировалась на решение конкретных задач. А политика открытости позволила привлечь огромный объём инвестиций из других стран, что в совокупности дало мощный стимул к развитию.

На экономику нашей страны создание СЭЗ также оказывает закономерно благоприятное влияние, особенно примечательны в этом отношении особые экономические зоны в подмосковье такие, например, как “СТУПИНО КВАДРАТ” – эффективно функционирующая на протяжении многих лет и созданная целиком за счет частного инвестирования.