Регистрация БАД в России
Дата публикации статьи: 14.02.2021
Биологически активные добавки для продажи на территории РФ и стран Таможенного союза должны проходить обязательную оценку соответствия в Роспотребнадзоре. При положительных результатах проверки выдается свидетельство о государственной регистрации (СГР), которое можно оформить здесь. Это документ, который подтверждает соответствие товара требованиям технических регламентов.
Нормативные акты, устанавливающие требования безопасности
БАД используются потребителями с целью:
- восполнения дефицита полезных веществ, необходимых организму;
- снижения негативного эффекта на организм, спровоцированного переизбытком определенных веществ в рационе человека;
- профилактики, для общего укрепления организма.
Биологически активные добавки относят к категории пищевой продукции, и поэтому БАД попадают под действие таких тех. регламентов ЕАЭС:
- 021/2011;
- 022/2011;
- 029/2012.
Для большинства продуктов питания, попадающих под указанные регламенты, оценка соответствия проводится в форме декларирования. Но БАД относится к специализированным продуктам. И подтвердить их безопасность можно только в форме государственной регистрации.
Добавка может быть заявлена выпускающим предприятием в качестве лекарственного средства. В таком случае для товара будет проводиться оформление регистрационного удостоверения, как и для прочих лекарственных средств, поступающих в реализацию на территории РФ.
Показатели, по которым проверяются БАД
Прохождение обязательной оценки соответствия БАД потребует отбора образцов продукции и проведения их исследований в лаборатории. Образцы проверяются по следующим критериям:
- показателям микробиологической обсемененности;
- санитарным и гигиеническим нормам;
- требованиям безопасности;
- составу, который должен соответствовать описанию, указанному на этикетке продукции.
Оформление СГР проводят на основании протокола исследований, куда включают результаты лабораторного тестирования.
СГР выдается бессрочно, а информация о документе вносится в единый реестр.
Разработка этикетки
При выпуске БАД производители должны отражать на этикетке информацию, перечень которой устанавливается требованиями регулирующих регламентов. При маркировке указывают:
- название добавки;
- информацию о выпускающем предприятии;
- перечень входящих в состав веществ;
- дату выпуска;
- срок годности;
- условия хранения;
- сведения о пищевой ценности;
- количество продукта, которое находится в упаковке;
- данные о свойствах и рекомендации по применению;
- сведения о фирме, уполномоченной принимать претензии по качеству продукта;
- товарный знак выпускающего предприятия;
- количество бактерий, содержащееся в определенном объеме добавки;
- информация о нормативной документации, по которой произведен продукт;
- регистрационный номер СГР, который наносят по результатам прохождения продукцией обязательной оценки соответствия.
Добровольная оценка качества – особенности процедуры и цель прохождения
Кроме обязательного СГР, без которого нельзя наладить законный сбыт, на продукцию дополнительно может быть оформлен добровольный сертификат. Это документ, который будет подтверждать соответствие требованиям, предъявляемым нормативными документами – государственным стандартом, техническими условиями.
Добровольная оценка позволит:
- выделить продукт среди других БАД, которые реализуются на рынке;
- повысить интерес к изделию со стороны потребителя;
- повысить привлекательность компании для инвесторов.
Добровольный сертификат регистрируют также на основании протокола исследований, оформленного по результатам лабораторной оценки. Оформление проводится в действующей системе добровольной сертификации.
Оформленный документ применяется в пределах РФ. Срок его актуальности – 1-3 года.
Производители и импортеры при обращении в сертификационную организацию получают помощь в решении следующих вопросов:
- обязательной регистрации БАД;
- добровольной оценке качества добавок;
- проведении исследований с оформлением протоколов испытаний;
- оформлении заключений о сроке годности товара;
- разработке этикетки;
- оформлении и, при необходимости, регистрации нормативной документации для производства;
- внедрении системы ХАССП или любой другой системы менеджмента качества на выпускающее продукцию предприятие.
Документы, необходимые для регистрации
При подаче заявки на регистрацию, заявитель предоставляет:
- копии ИНН и ОГРН;
- информацию о добавке, для которой будет оформляться СГР (описание, состав, область применения и т.д.);
- этикетку БАД или ее разработанный макет;
- ГОСТ или технические условия на производство;
- данные об изготовителе;
- договор, на основании которого осуществляется поставка товара, инвойс (для импорта).