УДК 004.75

В ЧЕМ СОСТОИТ «УГРОЗА» OTT-ПРОВАЙДЕРОВ ДЛЯ БИЗНЕСА ОПЕРАТОРА СВЯЗИ?

Зюзин Владислав Дмитриевич1, Воронцов Антон Игоревич2, Ладарев Максим Сергеевич3
1Московский технический университет связи и информатики, магистрант 1-ого курса
2Московский технический университет связи и информатики, магистрант 1-ого курса
3Московский технический университет связи и информатики, бакалавр 4-ого курса

Аннотация
Сейчас подавляющее число пользователей мобильной (и не только) связи работают с ОТТ-сервисами. Одно это уже должно бы натолкнуть операторов связи на мысль, что с компаниями, предоставляющими такие сервисы, стоит дружить. Тем не менее, ситуация пока обратная.
В результате перед большинством операторов связи стоят два пути. Первый — продолжать игнорировать ОТТ сервисы, и постепенно терять часть своей прибыли (ведь Google Voice, Skype, Whatsapp и прочие подобные приложения оттягивают на себя достаточно крупную долю прибыли операторов связи). Второй путь — все же обратить внимание на ОТТ сервисы, и постараться построить новую бизнес-модель, которая отвечает современным реалиям. В таком случае телекоммуникационные компании смогут сохранить свою прибыль, и, возможно, даже увеличить ее.
Аналитики из Chetan Sharma Consulting утверждают, что телекоммуникационная сфера, и компании, которые ее составляют, проходили через три волны изменения уровня доходов. Сначала это была голосовая связь, затем короткие текстовые сообщения, и, наконец, возможность передачи больших массивов данных.

Ключевые слова: , , , , , , , , , , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зюзин В.Д., Воронцов А.И., Ладарев М.С. В чем состоит «угроза» OTT-провайдеров для бизнеса оператора связи? // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/03/91802 (дата обращения: 25.04.2021).

Первая и вторая волна позволили телекоммуникационным компаниям значительно увеличить свою прибыль (иногда — в десятки раз). Но сейчас мы видим третью (или даже четвертую) волну изменения доходов, которую можно назвать «отливной». Другими словами, операторы связи сейчас теряют доходы, как уже говорилось выше. А причина — бурное развитие OTT и VAS (Value Added Services) сервисов.

Само собой, клиенты операторов связи ожидают снижения стоимости передачи данных. Но те, стараясь бороться с падением прибыли, наоборот повышают цены на интернет-трафик. Логично, что пользователи мобильной связи в таком случае стараются переходить на Wi-Fi, используя каналы мобильной связи только для «голоса» и для работы в сети с минимальным количеством пакетов данных.

Сейчас, по всей видимости, наступает четвертая волна изменения уровня доходов компаний, благодаря тому, что пользователи используют свои гаджеты для разных целей, начиная от покупки овощей до скачивания медиа-файлов или работы с онлайн медиа. Большинство этих услуг и сервисов предоставляются третьей стороной. В результате операторы либо вовсе блокируют трафик, генерируемый такими приложениями, как Skype, или разделяют цены на разные типы трафика.

В январе 2012 года Ассоциация Провайдеров Услуг Интернет-телефонии (на данный момент действует только в Великобритании) осудила операторов связи за практику шейпинга трафика или его блокирования. По мнению Ассоциации, компании в стремлении поддержать собственные интересы, действуют во вред пользователям. С тех пор ситуация в Европе начала понемногу меняться.

К примеру, в сентябре этого года шведский оператор Telia ввел дополнительные пакеты для пользователей VoIP-сервисов. Все это можно считать примером правильного отношения оператора к ОТТ-сервисам.

Сейчас и другие организации идут примерно те же путем. Несколько недель назад Deutsche Telecom объединился с провайдером онлайн сервиса Spotify для предоставления пользователям больших возможностей при покупке музыки. И эти меры постепенно изменяют форму отношения с OTT-операторами из чисто паразитической в симбиотическую (партнерскую).

Есть и другие примеры: Vodafone и Three работают со Skype, AT&T — с Twilio, Sprint — с Google Voice. То есть, ситуация действительно меняется, и эти изменения значительны.

Некоторые операторы связи сотрудничают не только с ОТТ-провайдерами. Например, AT&T объединила усилия с IBM для того, чтобы предложить своим клиентам облачные сервисы для компаний, входящих в список Fortune 1000. Само собой, эти шаги принесут прибыль не только IBM, но и оператору связи.

Остается надеяться, что не только в Европе и США, но и в других странах (включая СНГ) операторы наладят сотрудничество с провайдерами ОТТ-сервисов, что поднимет уровень качества предоставляемых клиентам услуг.

Все больше традиционных телеком-операторов, в том числе крупных российских операторов, провозглашают стратегию, ориентированную прежде всего на сервисную составляющую. С точки зрения бизнеса конкретной компании это представляется вполне логичным. Все боятся остаться только «трубой», поскольку, как показывает мировой опыт, чисто инфраструктурные бизнесы капиталоемки и низкомаржинальны. А операторы связи привыкли к совсем иным нормам прибыли.

Более того, наметилась тенденция передачи на аутсорсинг эксплуатации сетевой инфраструктуры. Эту функцию берут на себя как вендоры, так и специализированные компании типа московской «Горсвязи», одной из первых ласточек среди инфраструктурных сетевых компаний. Причем последняя осуществляет не только эксплуатацию распределительных кабельных сетей, но и их развитие в интересах операторов-клиентов, а также выполняет часть функций, связанных с клиентским обслуживанием, тех, которые требуют проведения работ в помещениях клиентов.

Эти тенденции подтверждают упомянутое выше разделение телекоммуникационного бизнеса на инфраструктурную и сервисную составляющие.

Если обратиться к чисто инфраструктурным областям (разные виды транспортной инфраструктуры, энергетика, коммунальные службы типа водоснабжения), то, действительно, можно увидеть много аналогий с современными сетями связи. Такая инфраструктура в более или менее развитых странах и регионах физически общедоступна, достаточно качественна и, наконец, владелец обязан предоставлять пользователям доступ к ней по соразмерной цене.

Поэтому такого рода инфраструктура становится привычным и непременным атрибутом жизни и вспоминается чаще всего, если что-то случается.

Вот и мы, пользователи услуг связи, уже привыкли к тому, что для большинства населения телефонная связь и интернет доступны с вполне приличным качеством практически везде, где мы бываем. И вспоминаем мы нашего оператора связи чаще всего тогда, когда вдруг не можем дозвониться или загрузить информацию из Сети, а не в тот момент, когда, как думают маркетологи, абоненты счастливы пользоваться услугами именно этого оператора.

Тем не менее бизнес, связанный с сетями связи, отличается от обычного инфраструктурного двумя факторами.

Во-первых, покрытие территории сетью связи конкурентно и в подвижной, и в фиксированной связи. Однако по мере выравнивания возможностей операторов связи становится все сложнее получить реальное конкурентное преимущество в этой сфере, а цена такого преимущества (САРЕХ, ОРЕХ) на фоне рынка, прошедшего фазу быстрого роста и переходящего к насыщению, постоянно увеличивается. Собственно, именно этот фактор и толкает операторов к таким направлениям оптимизации расходов, как аутсорсинг и совместное использование средств и сетей связи. А они, в свою очередь, дополнительно нивелируют конкурентные преимущества в инфраструктурной области. Вместе с тем совсем исключить инфраструктурный фактор в конкуренции на рынке связи в ближайшие годы вряд ли удастся, хотя роль его объективно будет снижаться и далее. Обеспечиваемая собственной сетью с хорошим покрытием возможность с приемлемой себестоимостью оказать услугу связи на той территории, где она востребована целевыми клиентами, еще долгое время будет одним из факторов рыночной конкуренции.

Во-вторых, никакому владельцу, к примеру, водопровода даже в кошмарных снах не может привидеться необходимость замены основных производственных фондов раз в пять-семь лет и удвоения физических объемов производства каждые два-три года. И все это при постоянно снижающейся цене единицы продукции для потребителя. А для телекоммуникационной отрасли это – реальные условия, в которых она существует и развивается. Пока развивается J.

Поэтому все операторские компании ищут свой способ выживания на рынке, прекратившем активный рост. Ищут способ сохранить доходы, прибыль, пути монетизации своих технологических активов и абонентской базы. Ищут способ ответить на технологический вызов – рост потребностей в передаче информации на фоне прекращения роста доходов. В нашей стране эта проблема усугубляется низким уровнем ARPU по сравнению с высоким удельным (на единичную услугу) уровнем затрат на создание и эксплуатацию сетей связи в стране с холодным климатом, огромной территорией и низкой средней плотностью населения.

Судя по всему, универсального рецепта выживания и сохранения потенциала для развития операторское сообщество еще не придумало. Тем более что во многих странах операторы находятся под ощутимым давлением регуляторов, негативно влияющим на эффективность бизнеса. В качестве примеров (впрочем, совершенно разноплановых) можно привести как отечественное «изобретение» – так называемый закон Яровой, так и европейские инициативы по ограничению цен на услуги в роуминге и внедрению в жестком виде сетевой нейтральности. Но, впрочем, регуляторика – это отдельная тема.

Термин Fog Computing («туманные вычисления») был введен в оборот вице-президентом компании Cisco Флавио Бономи (Flavio Bonomi) в 2011 году. Он предложил концепцию Fog Computing по аналогии с «облачными вычислениями» (Cloud Computing), как расширение «облака» до границ сети. Технологически, концепция Fog Computing тесно связана с распределёнными (облачными) дата-центрами, в которых серверы дата-центров могут располагаться во многих местоположениях, вплоть до границы сети. Дата-центры могут быть небольшими (контейнерного, модульного или мобильного исполнения), являясь фактически «выносами» крупных дата-центров. Таким образом, отличительная черта Fog Computing – приближенность к конечным пользователям и поддержка их мобильности.

Развитие интернета вещей (IoT, Internet of Things) потребовало поддержки мобильности устройств IoT для различных местоположений с геолокацией и с небольшой задержкой на обработку данных. Поэтому была предложена новая платформа для удовлетворения таких требований, которая и получила название Fog computing – «туманные вычисления». Её основной особенностью является обработка данных в непосредственной близости от источников их получения, без необходимости их передачи в крупные дата-центры только для того, чтобы их там обработать и передать назад результаты.

Таким образом, становится ясным происхождение термина «туманные вычисления»: когда густое облако опускается до поверхности земли (на границу сети), мы видим туман.

 

Центр обработки данных, или, как его еще называют, дата-центр, представляет собой отдельное здание, предназначенное для размещения и эксплуатации производительного вычислительного оборудования. ЦОД создает благоприятные условия для вашего «железа» и персонала, который его обслуживает.

Помещение ЦОД чаще всего размещают рядом с магистральной точкой обмена трафиком, так как доступ к вычислительному оборудованию дата-центра чаще всего осуществляется через интернет. И оснащают его современными эффективными инженерными системами — это залог стабильного функционирования.

В ЦОДе используются разные схемы резервирования инженерных систем, уровень которых подтверждается сертификатом, а качество и объем предоставляемых услуг могут быть очень разными.

Практически все финансовые и трудовые затраты при организации функционирования дата-центра приходятся на обеспечение надежности, безопасности и отказоустойчивости технических площадок. И это неудивительно, ведь главная задача ЦОДа — предоставление возможности размещения вычислительных систем заказчика и обеспечения условий для их бесперебойной работы.

Многие дата-центры имеют свое собственное вычислительное оборудование, на базе которого они оказывают ряд облачных услуг. Для клиента такой ЦОД выступает в качестве хостинг-провайдера.

18 августа 2016 года аналитики IDC представили некоторые результаты исследования российского рынка коммерческих центров обработки данных (ЦОД).

В IDC сообщили об увеличении площадей дата-центров в 2015 году благодаря росту спроса на услуги сторонних поставщиков на фоне продолжающейся цифровой трансформации бизнеса. При этом в долларовом выражении рынок «значительно сократился» (величина спада не уточняется) в связи с общей экономической ситуацией в стране и ужесточением конкуренции, сопровождавшимся падением цен и в рублях.

В 2015 году общее количество стоек в российских коммерческих ЦОДах снизилось менее чем до 27 тысяч штук. При этом суммарное число стоек падало не столь сильно по сравнению с объемом занятых стоек, стимулируя рост избытка предложения. Высвобождение мощностей дата-центров, ценовая война и изменения в законодательстве позволили привлечь новых клиентов, что несколько компенсировало снижение процента утилизации стоек, говорится в исследовании.

По итогам 2016 года прогнозируется умеренный рост российского рынка коммерческих ЦОДов. Выручка операторов начнет расти быстрее лишь в 2017 году, чему будут способствовать запланированный ввод в эксплуатацию новых мощностей и медийные мероприятия в 2018 году.

 

Эксперты ожидают, что в 2016-2020 годах рост российского рынка коммерческих ЦОДов будет стимулироваться цифровой трансформацией бизнеса, но сдерживаться экономическими факторами и развитием корпоративных дата-центров.

Ценность концепции росистых вычислений может быть отражена по-разному. В этой главе мы продемонстрируем, что росистые вычисления, как новая парадигма, могут вдохновлять на создание новых приложений.
Можем ли мы предложить новые приложения, удовлетворяющие определению росистых вычислений? Во-первых, рассмотрим пример росистых вычислений, показанный в Главе 2: Dropbox. Мы заметили несколько росистых приложений, очень похожих на Dropbox, такие как OneDrive, Google Drive Offline и так далее. Все эти приложения предоставляют сервисы хранения файлов; все они удовлетворяют критерию независимости и сотрудничества. Мы можем использовать категорию для описания всех этих приложений и назвать её «Хранение в Росе» (Storage in Dew, STiD).
Чтобы обобщить эту идею мы можем создавать другие категории в формате X-в-Росе, где X – вид ресурса или услуги; основная суть X-в-Росе заключается в том, что X как-то присутствует на локальном компьютере и X обменивается информацией с облачным сервисом. Цель этой статьи не исследовать все возможные категории. Подробное обсуждение различных категорий можно найти в [1]. Тут мы обсудим только несколько категорий, чтобы показать вдохновляющую силу росистых вычислений.
Мы начинаем с категории, называемой Web in Dew (WiD). Буквальное значение WiD – Всемирная паутина, помещённая в локальный компьютер. Поскольку эта задача невозможна, мы можем всё же захотеть, чтобы хотя бы часть Сети была помещена на локальный компьютер. Чтобы реализовать WiD, нам необходимо установить на компьютер веб-сервер, создать веб-сайты на локальном компьютере, расширить маппинг сетевых имён на локальный компьютер и решить некоторые другие технические проблемы. Мы также должны помнить, что WiD должен не только размещать дублированные веб-сайты на локальном компьютере, но и организовать взаимодействие с облачным веб-сайтом. Все детали WiD отражены в документе, описывающей облачно–росистую архитектуру.

WiD делает возможным веб-сёрфинг без соединения с Интернетом. Когда отсутствует соединение, пользователь по-прежнему имеет доступ к сайтам, развёрнутым на локальном компьютере.

На данном рисунке изменения архитектуры сети при внедрении технологий SDN/NFV видно что Операторы занимают разное место в правой части схемы. Это связано с тем, что все операторы «поделили» рынок возможных взаимодействий с конечным пользователем для получения максимального дохода и во избежание перенасыщения.

Основные отличия сервис-провайдеров от операторов в том, что они не предлагают никаких услуг по доступу к сети, а только приложения и услуги иного плана.


Библиографический список
  1. ОТТ // ru.wikipedia.org URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/OTT (дата обращения: 21.03.2020).
  2. Обзор платных IPTV-провайдеров по технологии OTT // seeiptv.ru URL: https://seeiptv.ru/platnye-iptv-provajdery/ (дата обращения: 22.03.2020).
  3. Решения для OTT // old.telemultimedia.ru URL: http://old.telemultimedia.ru/rubrics.php?id=20 (дата обращения: 22.03.2020).
  4. Монетизация OTT // http://www.comnews.ru URL: http://www.comnews.ru/node/70742 (дата обращения: 25.03.2020).
  5. OTT прижился в России // http://www.comnews.ru URL: https://www.comnews.ru/content/70930/2013-03-28/ott-prizhilsya-v-rossii (дата обращения: 25.03.2020).
  6. Билет на любой сеанс // rg.ru URL: https://rg.ru/2014/07/15/rynokott.html (дата обращения: 26.03.2020).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Зюзин Владислав Дмитриевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация