ТЕМА НЕРАСКРЫВШЕГОСЯ ТАЛАНТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Д.В. ГРИГОРОВИЧА

Макарова Ксения Сергеевна1, Власова Анастасия Андреевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Ротанова Валерия Александровна1, Кокарева Марина Евгеньевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В статье рассматривается эволюция темы нераскрывшегося таланта в произведениях Григоровича. Авторы отмечают характерную для литературы 40-х годов XIX века трансформацию романтических мотивов в реалистическом произведении.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова К.С., Власова А.А., Торопова А.И., Ротанова В.А., Кокарева М.Е. Тема нераскрывшегося таланта в произведениях Д.В. Григоровича // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89775 (дата обращения: 18.04.2024).

Тема искусства была важнейшей темой русской романтической прозы 30-х годов 19 века. В.Ф.Одоевский, Н.А.Полевой, Н.Ф.Павлов показали «жизнь в мечте», «жизнь в поэзии», которая открывала путь к высшей истине, становилась источником человеческих идеалов, показывала пример возвышенного и красивого служения высокой цели. Писатели натуральной школы открыли новые аспекты этой темы: они показали судьбу маленького человека в искусстве, положение художника в обществе, обратили внимание на второстепенных служителей муз – шарманщиков, капельмейстеров, суфлеров, актеров – обыкновенных людей с обыкновенной человеческой судьбой. Это способствовало принципам натуральной школы.

Работа над физиологическим очерком «Петербургские шарманщики» («Физиология Петербурга»,1845) стала дл я Д.В.Григоровича своеобразной школой реализма. Показывая повседневную, будничную жизнь петербургских шарманщиков, добросовестно описывая трудную и часто горькую долю этих людей, изображая «всех в одном», писатель ставил перед собой задачу жизненной реалистической достоверности, изображения «натуры без прикрас». Очерк «Петербургские шарманщики» не только реализовал принципы натуральной школы, сформулированные В.Г.Белинским, но и по-новому изображал жизнь людей, причастных к искусству: она лишалась особого поэтического ореола и становилась похожей на жизнь «сущих мучеников 14 класса».

Благодаря писателям натуральной школы тема искусства в 40-е годы 19 века получает новый поворот в развитии. На первый план выдвигается круг вопросов, представляющих проблему «человек и общество». Социальность мышления, сознательно социальный подход к изображению жизни – вот в необходимости чего  удалось убедить В.Г.Белинскому начинающих писателей.

Повесть «Капельмейстер Сусликов» знакомит читателя с жизнью человека, занимающих одно из самых низших мест в социальной иерархии – капельмейстера частного уездного театра. Показывая, как действительность ломает жизнь людей, писатель усложнил проблему: безвольного, «плюгавого капельмейстера» он наделяет незаурядным талантом композитора. Д.В.Григорович обыгрывает уж известный мотив «переписывания бумаг», но если для  Акакия Акакиевича Башмачкина это был акт технический, свидетельствующий об ограниченности героя, то для капельмейстера Сусликова это единственная возможность творческого самовыражения. Переписывая «неразборчивые» ноты своего покровителя, Сусликов демонстрирует свое большое художественное дарование. Но право на интеллектуальную собственность не признается ни хозяином театра, ни его сотоварищами, поскольку все права и привилегии определяются исключительно социальным положением людей. Талант Сусликова становится собственностью сильных мира сего. Крушение мечты Сусликова о признании его таланта и о возможности свободно заниматься искусством происходит с той же неумолимость, как и у героя Гоголя крушение идеи «шинели». Потенциально значительный герой обезличен самой сутью античеловеческих отношений.

Социальная тематика была ведущей в творчестве Д.В.Григоровича в начале 40-х годов, но по мере развития реалистического направления социальные вопросы волнуют писателя своим соотношением с темами нравственно-психологического порядка. Именно на развитии и изменении отношений таких важнейших категорий, как «человек» и «среда», основана эволюция темы нераскрывшегося таланта в произведениях Григоровича.

Повесть «Неудавшаяся жизнь» также рассказывает о судьбе «маленького человека» в искусстве, но, в отличие от капельмейстера Сусликова, главный герой художник Андреев – человек, думающий над причинами социального неравенства, страдающий от своей униженности.

Таланту Андреева не суждено было развиться, так как герой  вынужден был стать почтовым служащим, чтобы обеспечить семью. Писатель приходит к такому выводу, что в современных социальных условиях практически невозможно бедному человеку заниматься любимым делом, совершенствовать свой талант. Повести «Капельмейстер Сусликов» и «Неудавшаяся жизнь» имеют печальный конец: капельмейстер Сусликов умер по дороге на новое место службы, а художник Андреев вынужден оставить живопись.

Но в чем же состояла новизна повести «Неудавшаяся жизнь»? В произведении драматизм внешних обстоятельств усугубляется драматизмом сложных внутренних переживаний. Тонко чувствующий, думающий Андреев поставлен в ситуацию нравственного выбора. Герой должен выбирать между святым чувством долга перед родителями и высоким предназначением художника. Сталкиваются разные виды обязанностей, и выбор любой из них будет в ущерб нравственной норме. Мятущаяся душа Андреева находится в постоянном нравственном поиске.

В повести «Неудавшаяся жизнь»  автор делает попытку раскрыть человеческую личность изнутри, обнаружить скрытые психические процессы. Этой цели служат изображение внутренней речи героя, его мыслей, чувств. Проникновению в сложный душевный мир героя способствуют письма-исповеди. Они передают всю гамму сложных чувств героя и дают ключ к разгадке его характера.

Таким образом, к концу 40-хгодов намечается определенный синтез романтических и реалистических традиций. В лице Григория Андреева – реалистически изображенный романтик, который отстаивает и романтические принципы искусства. Григорович изображает человека хотя и возвышенных устремлений, но обыкновенного, показывает его повседневную жизнь. В основе повести находится социальная проблема: гибель таланта в условиях социальной несправедливости. Повесть основана на движении, на эволюции главного героя, который постепенно из восторженного юноши превращается в разочаровавшегося обывателя.

Описывая несчастную жизнь талантливых людей, писатель старался уловить малейшие признаки пробуждающейся личности и находил их в стремлении героев к свободному творчеству и попытках защитить себя. Показав жизнь «маленького человека» в искусстве как нечто самоценное, Д.В.Григорович обращал внимание читателей на общечеловеческие ценности, воспитывал гуманное отношение к герою, «приплюснутому жизнью».


Библиографический список
  1. Григорович Д.В. Полное собрание сочинений: В 12 т.СПб,1896. Т.1. С.290
  2. Ткебучава С. Творчество Григоровича Д.В. сороковых годов / / О некоторых вопросах русского языка и литературы. Батуми,1958.С.48
  3. Мещеряков В.П. Д.В. Григорович – писатель и искусствовед. Л., 1985. С.52


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макарова Ксения Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация