Введение
Тема исследования является актуальной в текущих реалиях, поскольку в условиях социальных изменений и экономических кризисов вопросы социальной политики становятся всё более важными для обеспечения стабильности и благополучия граждан. Изучение направлений социальной политики и проблем их реализации помогает проанализировать наиболее эффективные механизмы поддержки уязвимых прослоев населения. Понимание оказываемого влияния социальных программ на качество жизни людей, а также их уровень социального неравенства направляет государство на разработку мер поддержки, которые будут являться более целенаправленными. Анализ проблем, существующих в области социальной политики открывает новые перспективы для внедрения инновационных решений.
Целью данной работы служит проведение анализа основных направлений и проблем реализации государственной социальной политики. Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- изучение социальной политики, ее цели и задач;
- рассмотрение основных направлений социальной политики, а также механизмов их реализации;
- выявление проблем реализации направлений социальной политики.
Объектом данного исследования является социальная политика, осуществляемая государством в современных условиях.
Предметом исследования выступает выявление проблем в механизмах реализации основных направлений социальной политики.
Информационная база для написания статьи включает в себя нормативно-правовые акты и работы отечественных авторов.
Изучая литературу и нормативные документы, можно встретить множество трактовок термина «социальная политика». Одно из них содержит в себе следующее: социальная политика государства представляет собой совокупность мероприятий, направленных на улучшение качества жизни населения, обеспечение социальной справедливости и поддержку уязвимых групп. Она охватывает деятельность государства и других общественных институтов, стремящихся к прогрессивному развитию социальной сферы, улучшению условий жизни населения и удовлетворению его жизненных потребностей [1, с.6]. Важно отметить, что эта сфера является одной из важных составляющих современной экономики, так как она отвечает за развитие общества и регулирование процессов его социальной дифференциации. Она охватывает масштабный спектр вопросов, включая отрасли здравоохранения, образования, занятости населения и социального обеспечения.
Политическое руководство, создающее обстановку, которая обеспечит равный доступ к социальным благам и развивающее социальную интеграцию, закладывает понимание необходимых направлений социального развития общества. Разработка комплекса мероприятий для их осуществления является одной из ведущих задач социальной политики.
Социальная политика, ориентированная на высокое выполнение показателей благосостояния населения и улучшения качества их жизни, при обеспечении политической стабильности и социального партнерства, осуществляется государственными органами, общественными организациями, местными властями и производственными коллективами [5, с.33]. Составляющие государственной социальной политики представлены в таблице 1.
Таблица 1. Элементы социальной политики Российской Федерации
Элемент социальной политики |
Определение |
Субъект | Субъектами признаются активные участники процесса формирования и реализации социальной политики, который в свою очередь обладает определенными полномочиями и ресурсами. По мнению таких авторов, как Ахинов Г.А.: «субъектом являются компетентные государственные учреждения, которые в свою очередь формируют социальное информационное и правовое поле, предоставляющие социальные услуги населению, в рамках государственных гарантий» [1, с. 7]. |
Объект | Объектами социальной политики государства являются социальные группы общества, а также их показатели, такие как : благосостояние, образование, охрана здоровья, социальная стабильность и др. Другими словами, объектом являются те социальные проблемы, на которые направлены усилия государства и общества для улучшения условий жизни[1, с. 8]. |
Предмет | Предметом социальной политики, с точки зрения науки – являются свойства, закономерности, а также процессы общественной практики, образующие взаимодействие социальных групп, по вопросам их общественного положения[1, с. 8].. |
Субъектно – объективные отношения | Данный вид отношений представляет собой взаимодействие всех субъектов самодеятельного населения, хозяйственных и управленческих структур. |
Социальная политика государства реализуется на трех уровнях: Федерации, региона и муниципалитета.
На федеральном определяются ключевые цели, задачи и направления социального развития страны, а также механизмы его достижения.
На региональном уровне осуществляется адаптация вышеутвержденных показателей с учетом уникальных характеристик каждого региона, таких как уровень экономического развития, доступность и объём ресурсов и плотность населения.
На муниципальном уровне социальная политика конкретизируется и дополняется в зависимости от особенностей конкретного муниципального образования.
На всех уровнях социальная политика регулируется комплексом законов, подзаконных актов и других нормативных документов. Основополагающим документом в этой области является Конституция Российской Федерации, которая гарантирует права и свободы граждан и служит основой для разработки более детализированных законов и программ. В статье 7 Конституции указано, что: «Российская Федерация является социальным государством, чья политика направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности» [2, ст. 7]. Таким образом, цель социальной политики предполагает улучшение уровня жизни граждан и сокращение социального неравенства, а также обеспечение доступности основных социальных благ.
Социальная политика формируется под воздействием множества факторов, включая экономические, политические и ситуативные условия, а также социальные цели.
Основные направления социальной политики государства изложены в Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Этот документ стратегического планирования содержит систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления для обеспечения устойчивого развития страны [3, ст. 3].
Направления социальной политики разрабатываются в ответ на выявленные социальные проблемы, требующие решения. На сегодняшний день в Российской Федерации основными социальными проблемами являются:
- Негативная демографическая ситуация, характеризующаяся низкими показателями рождаемости и средней продолжительности жизни, что ведет к старению населения и естественной убыли.
- Высокая степень бедности и значительная разница в доходах среди населения.
- Нехватка финансирования для учреждений социально – культурной направленности.
- Широкое применение льгот и компенсационных выплат без учета потребностей получателей.
Список основных направлений социальной политики, направленных на решение существующих проблем, представлен в таблице 2.
Таблица 2. Направления социальной политики Российской Федерации [4]
Направления социальной политики | Механизмы реализации направлений |
Обеспечение увеличения денежных доходов граждан снижение уровня дифференциации | Рост оплаты труда населения, увеличение доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте |
Совершенствование социального и пенсионного обеспечения | Реализация пенсионной реформы, а также внедрение адресности в получении социальной поддержки |
Уменьшение числа социальной и экономической бедности | Минимализация крайней бедности в местах ее яркой концентрации |
Обеспечение всеобщей доступности социальных услуг | Рост доступности и повышение качества оказываемых социальных услуг в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания |
Приоритетность вложения финансовых ресурсов в население, образование и здравоохранение, с целью повышения конкурентоспособности страны в мировой экономике | Рост ассигнований на социальное развитие, в сравнении с другими направлениями государственных расходов |
Обеспечение комфортных условий для высокой занятости населения | Обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда, за счет повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие миграционных процессов |
Обеспечение положительной динамики показателя демографии | Реализация мероприятий по снижению уровня смертности населения и создания предпосылок для стабильного роста показателя рождаемости |
Реформирование трудового законодательства | Приведение его в соответствие с требованиями рыночной экономики |
При разработке социальных направлений и механизмов их реализации необходимо придерживаться ряда ключевых принципов:
- Применение дифференцированного подхода к различным группам населения, учитывая такие факторы, как социальный статус, возраст, трудоспособность и уровень экономической независимости.
- Создание интегрированной системы социальной защиты, которая будет функционировать на всех уровнях и четко определять права, обязанности и ответственность каждого участника.
- Перспективы перераспределительных процессов в обществе должны оставаться в рамках оптимальных масштабов, чтобы не снижать мотивацию к высококвалифицированному, творческому и эффективному труду.
Несмотря на установленную систему социальных направлений, реализация социальной политики сталкивается с рядом серьезных проблем, требующих тщательной аналитической работы и разработки эффективных решений. По мнению экспертов, одной из главных проблем является недостаточная координация между различными уровнями власти и ведомствами. Директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию Антон Табах в своем докладе отмечает: «Несогласованность действий различных государственных структур приводит к низкой эффективности социальных программ и затрудняет доступ граждан к необходимым услугам» [6].
Еще одной важной проблемой является ограниченность финансовых ресурсов, выделяемых на социальные нужды. В условиях экономической нестабильности многие социальные программы сталкиваются с нехваткой финансирования. Например, программы по поддержке малоимущих семей и пенсионеров не всегда обеспечивают необходимый уровень помощи.
Кроме того, можно выделить недостаточное информирование граждан о доступных социальных услугах. В эпоху глобальной информатизации государство не обеспечивает должного уровня доступности информации. Это приводит к тому, что люди не обращаются за поддержкой даже тогда, когда она им необходима.
Также стоит отметить проблему неравномерного распределения социальных ресурсов между регионами, а также внутри региона, между городскими и сельскими поселениями. Увеличение социальной поддержки для некоторых субъектов лишь усугубляет социальное неравенство.
Таким образом, исследование приводит к выводу о том, что проблемы реализации социальной политики действительно существуют и имеют разнообразный характер. Для их эффективного решения необходим комплексный подход. В первую очередь следует сосредоточиться на улучшении взаимодействия между государственными структурами и увеличении финансовой поддержки социальных программ.
Многие направления государственной социальной политики направлены на укрепление позиций страны в глобальной экономике с использованием социальных факторов как инструмента. К ключевым условиям поддержания конкурентоспособности можно отнести такие показатели, как демографические тенденции, уровень образования, численность населения, качество жизни и степень социальной защищенности граждан. В связи с этим для достижения значительных результатов в области социальной политики необходимо сформировать социально ориентированную рыночную экономику, которая станет основой для создания общественного благосостояния, обеспечения социальной справедливости и гарантий повышения уровня жизни населения.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что социальная политика государства представляет собой динамичную сферу, требующую постоянного анализа и адаптации к изменяющимся условиям жизни общества. Она должна быть направлена на создание устойчивой системы поддержки граждан, способствующей их благополучию и развитию.
Библиографический список
- Ахинов, Г. А. Социальная политика : учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников.— Москва : ИНФРА-М, 2024. — 272 с. — (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-019333-5. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/2104846 (дата обращения: 08.04.2025). – Режим доступа: по подписке.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Ст. 7; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.04.2025).
- Федеральный закон от 28.06.2014 N 172 -ФЗ (ред. от 13.07.2024) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Ст.3; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.04.2025).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2024 N 4146-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года» Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.04.2025).
- Комбарова, Е. В. Социальное государство и социальная политика современной России : учебно-методическое пособие / Е. В. Комбарова, Е. В. Корнукова, У. А. Старшова ; Саратовская государственная юридическая академия. – Саратов : Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2023. – 60 с. – ISBN 978-5-7924-1944-5. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.ru/catalog/product/2173327 (дата обращения: 08.04.2025). – Режим доступа: по подписке.
- Рейтинговое агентство «Эксперт» [Электронный ресурс] .- URL: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 08.04.2025).