Мы живем в условиях цифровизации, и с каждым годом темпы развития современных технологий только ускоряются. Это оказывает значительное влияние на многие сферы человеческой деятельности, одной из которых является экономическая сфера, а именно – торговля [1]. В настоящее время маркетплейсы остаются наиболее перспективной и востребованной формой торговли на базе электронной коммерции.
Принципы работы всех маркетплейсов примерно одинаковые, поскольку за основу этой бизнес-модели был взят классический пример рынка, только организованный в киберпространстве с использованием инновационных методов. При этом каждый маркетплейс развивается по индивидуальному курсу, который был задан страной его происхождения [1]. Изучение маркеплейсов Китая позволит выявить тенденции развития и прогнозировать ближайшие перспективы.
Среди основных моделей развития китайских маркетплейсов можно выделить AliExpress. Торговая площадка принадлежит Alibaba Group и, как ни странно, не имеет клиентскую базу в самой КНР, поскольку существует только на международной арене. Кроме того, государственное влияние играет важную роль в его продвижении, о чем свидетельствует закрытие локального маркетплейса в России.
Вмешательство государства в работу маркетплейсов достаточно спорный вопрос, поскольку законодательство недостаточно развито в сфере электронной торговли. Все же не стоит отрицать, что увеличение государственного контроля и ограничительная политика в сторону монополистов Китая — это еще один тренд в мировой экономике [3, с. 85]. В этом нет ничего удивительного, поскольку в настоящее время китайский рынок e-commerce стал создавать обширные экосистемы [1].
Именно создание тенденция к развитию экосистем среди крупных китайских маркеплейсов является особо важным аспектом в условиях цифровизации [1]. Созданные компаниями экосистемы предлагают не только торговлю, но и новые финансовые возможности. Так, Alibaba активно внедряет свою платежную систему Alipay в свои торговые площадки [4].
Активные обороты набирает и тренд на покупку во время прямых трансляций [6] и геймификацию [4]. Внедрение игровых механизмов все чаще встречается на площадках электронной коммерции. Одином из примеров является мини-игра Ant Forest [5], представленная в августе 2016 года Alibaba Group в рамках системы Alipay. С помощью накопленных за покупки баллов, покупатель может поучавствовать в высадке деревьев в наиболее засушливых районах Китая.
Кроме того, многие китайские маркетплейсы сейчас рассматривают работу с искусственным интеллектом. Такие платформы, как JD.com, Baidu, Douyin уже пользуются возможностью создавать захватывающие ролики для повышения продаж, и даже цифровых людей с помощью искусственного интеллекта [2, с. 870-871]. Безусловно, это является еще одной тенденцией развития электронной коммерции в условиях быстроразвивающейся цифровизации.
На фоне политики протекционизма со стороны некоторых государств и быстро развивающихся тенденции к формированию крупной экосистемы вокруг маркетплейса Китай остается одним из мировых лидеров электронной коммерции. Это дает огромные возможности в создании главных тенденций развития маркетплейсов как в Китае, так и по всему миру. Безусловно, тренды цифровизации еще долгое время буду двигателем развития, а это значит, что площадки e-commerce еще ни раз привлекут наше вниманием новыми технологиями.
Библиографический список
- Савельев Н. В. Развитие маркетплейсов в России и за рубежом в условиях цифровой трансформации // Актуальные проблемы и перспективы развития потребительского рынка : Материалы ХI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и учащихся. – 2022. – С. 2–4.
- Чэнь Чжаньшуан. Перспективы развития китайского рынка ecommerce в современных международных условиях // Экономика и социум. – 2024. – №3(118)-2. – С. 869-871.
- Алексеенко А. П., Сунь Ци. Дело Alibaba Group и антимонопольное регулирование платформ электронной коммерции: опыт КНР // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2022. – С. 85.
- Смотрим на Восток: какие тренды азиатских маркетплейсов придут в Россию // РБК Тренды: [https://trends.rbc.ru/trends/] URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/65ca5a109a7947b59d3048c4 (дата обращения 24.03.2025)
- The Promethean Ant Forest // Made in China Journal: [https://madeinchinajournal.com/journal/] URL: https://madeinchinajournal.com/2023/02/14/the-promethean-ant-forest/ (дата обращения 24.03.2025)
- На какие тренды маркетплейсов в Китае стоит обратить внимание // РБК Компании: [https://companies.rbc.ru/] URL: https://companies.rbc.ru/news/8m5vHfNP2n/na-kakie-trendyi-marketplejsov-v-kitae-stoit-obratit-vnimanie/ (дата обращения 24.03.2025)