Научный руководитель: Галиуллин Марат Зуфарович,
к.и.н., доцент, «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
На данном этапе развития, региональное сотрудничество всё активнее выходит за пределы институциональных рамок АСЕАН посредством двусторонних, трёхсторонних и многосторонних инициатив, реализуемых вне структуры Ассоциации. Идея «центральности АСЕАН» (ASEAN centrality) как ключевого элемента макрорегионального институционального сотрудничества начала формироваться в 1990-х годах [1], в период кардинальных изменений в международной системе, вызванных окончанием холодной войны. В этих условиях Ассоциация столкнулась с необходимостью пересмотра своих стратегических приоритетов, поскольку изначальная антикоммунистическая повестка, объединявшая страны-основательницы, утратила свою актуальность. В результате АСЕАН начала процесс расширения, включив в свой состав бывших геополитических оппонентов, таких как Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянму, что стало важным шагом в укреплении региональной солидарности. Колониальное прошлое и процесс борьбы за независимость сыграли решающую роль в формировании задач, поставленных перед Ассоциацией. Государства региона пришли к осознанию необходимости консолидации усилий для преодоления общих вызовов и обеспечения устойчивого развития и стабильности в регионе. Одновременно с этим организация сформулировала новые задачи, направленные на углубление экономической, политической и социально-культурной интеграции в Юго-Восточной Азии.
Параллельно с внутренними преобразованиями АСЕАН активно развивала внешний контур сотрудничества, устанавливая партнерские отношения с крупными региональными и глобальными игроками, включая Китай, США, Японию и Индию. Это позволило Ассоциации не только укрепить свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), но и стать важным элементом в формировании многосторонних диалоговых платформ, таких как Восточноазиатский саммит и Региональный форум АСЕАН по безопасности.
В связи с этим процесс оформления концепции центральной роли АСЕАН отражает ее способность адаптироваться к изменяющимся условиям международной среды, сохраняя при этом ключевые принципы консенсуса и многостороннего сотрудничества. Этот опыт демонстрирует, что АСЕАН смогла трансформироваться из узко регионального объединения в значимого актора глобальной политики, чья роль в поддержании региональной стабильности и содействии интеграционным процессам продолжает возрастать.
Стоит отметить, что АСЕАН является одним из ключевых игроков в формировании экономической архитектуры АТР. Создание Зоны свободной торговли АСЕАН (AFTA) в 1992 году стало важным шагом на пути к региональной экономической интеграции. В последние годы АСЕАН активно участвует в реализации крупных многосторонних инициатив, таких как Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП, RCEP), которое объединяет страны АСЕАН с Китаем, Японией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией [2, c. 14]. Это соглашение, вступившее в силу в 2022 году. Оно способствует снижению тарифных барьеров, упрощению торговых процедур и укреплению региональных цепочек поставок. Экономическое значение АСЕАН также подчеркивается ее растущим вкладом в мировой ВВП. По данным Секретариата АСЕАН, совокупный ВВП стран-участниц в 2023 году превысил 3,5 трлн. долларов США, что делает Ассоциацию одной из крупнейших экономических группировок в мире [2, c. 19]. Однако на фоне экономических успехов сохраняются и вызовы, такие как неравномерность развития стран-участниц, зависимость от внешних рынков и необходимость адаптации к цифровой трансформации.
Стоит выделить еще один аспект, который отражает влияние Ассоциации в регионе АТР. Политическое значение АСЕАН заключается в ее способности поддерживать региональную стабильность и баланс сил в условиях роста геополитической конкуренции [3, с. 320]. Например, в условиях обостряющегося противостояния между США и Китаем, АСЕАН выступает в роли нейтрального посредника, для сохранения баланса в мире. При эскалации конфликтов в регионе, Ассоциация выступает в качестве платформы для многостороннего диалога. Восточноазиатский саммит (EAS) и Региональный форум АСЕАН по безопасности (ARF) являются ключевыми инструментами для обсуждения вопросов безопасности и сотрудничества в регионе [4, c. 45]. Одним из ключевых принципов АСЕАН является концепция «центральной роли» (ASEAN centrality), которая подчеркивает ведущую позицию организации в формировании региональной архитектуры. Этот принцип позволяет АСЕАН сохранять нейтралитет и выступать в качестве посредника между крупными державами, что способствует снижению напряженности и укреплению доверия в регионе.
В настоящий момент, большое значение имеет актуальные глобальные вызовы, такие как изменение климата, цифровизация и пандемии. Данные вопросы требуют от АСЕАН новых подходов к интеграции и сотрудничеству. В частности, Ассоциация активно развивает инициативы в области зеленой экономики и устойчивого развития, что отражено в документах, таких как «Голубая книга по созданию Экономического сообщества АСЕАН (AEC Blueprint 2025)». Цифровая трансформация также становится важным направлением деятельности АСЕАН [5, c. 43]. В 2023 году была принята «Рамочная программа по цифровой экономике АСЕАН», направленная на развитие цифровой инфраструктуры, поддержку электронной коммерции и укрепление кибербезопасности. Эти усилия способствуют повышению конкурентоспособности региона в условиях глобальной цифровизации.
Несмотря на значительные успехи, АСЕАН сталкивается с рядом внутренних и внешних вызовов. К внутренним проблемам стоит отнести различия в уровнях экономического развития стран-участниц, что затрудняет реализацию единой интеграционной политики. Например, Сингапур и Малайзия являются более развитыми странами, и могут быстрее адаптироваться к современным вызовам, таким как цифровизации экономики [5, c. 35]. В то время как, Лаос и Мьянма сталкивается с трудностями на фоне нехватки ресурсов и инфраструктуры для дальнейшего развития. Внешние вызовы связаны с усилением геополитической конкуренции между США и Китаем, что создает риски для региональной стабильности. Однако АСЕАН демонстрирует способность адаптироваться к изменяющимся условиям. В частности, организация активно развивает партнерские отношения с другими региональными объединениями, такими как ЕС и АТЭС, что позволяет ей укреплять свои позиции на глобальной арене.
Развитие интеграционных процессов в АТР имеет важное значение для стабильного экономического, политического и социального развития региона.
Несмотря на существующие вызовы, организация демонстрирует способность адаптироваться к современным глобальным условиям, что позволяет ей сохранять свою значимость в формировании устойчивого регионального порядка. Дальнейшее развитие АСЕАН будет зависеть от ее способности укреплять внутреннюю солидарность, развивать партнерские отношения и эффективно реагировать на новые вызовы.
Библиографический список
- «Центральная роль АСЕАН» в эпоху обновленной политики силы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://thediplomat.com/2022/12/asean-centrality-in-an-era-of-renewed-power-politics/ (13.03.2025)
- Петрова Е.А. Экономическая интеграция в АТР: вызовы и перспективы // Азия и Африка сегодня. – 2023. – № 3. – С. 12–25.
- Мазырин В.М. АСЕАН в системе международных отношений. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2020. – 320 с.
- Иванов И.И. Роль АСЕАН в формировании региональной безопасности // Мировая экономика и международные отношения. – 2022. – № 5. – С. 45–58.
- Сидоров А.Н. АСЕАН и глобальные вызовы: адаптация к новым реалиям // Международная жизнь. – 2023. – № 7. – С. 34–47.