ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рожков Евгений Викторович

Аннотация
В статье представлены данные по экономическому развитию города. По предварительным итогам работы автором делается вывод о необходимости применения новых цифровых технологий в управлении и развитии города. С момента применения цифровых технологий, муниципальное образование становится конкурентоспособным.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рожков Е.В. Экономическое развитие муниципального образования // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/02/103061 (дата обращения: 22.04.2025).

В 2021 году, автор статьи докладывал комиссии по выбору мэра города Перми, как один из кандидатов, о необходимости развития города с экономической точки зрения [16]. Основой развития городов и повышения уровня их конкурентоспособности является совокупный потенциал территории [6]. Конкурентоспособность – способность хозяйствующего субъекта совершать конкурентные действия с целью превзойти конкурентов в заданных экономико-правовых условиях регулирования хозяйственной деятельности [22]. Изменения, происходящие в экономике нашей страны, оказывают определённое влияние на все сферы общественной жизни [23].

Проблема заключается в разных подходах по управлению муниципальным образованием.

Объект исследования – муниципалитет.

Предмет исследования отношения в экономическом развитии муниципального образования.

Цель исследования – определить направление в ускорении процессов экономического развития города.

Задача исследования – провести анализ различия в экономическом развитии.

Теоретико-методологическая актуальность данной работы заключается в том, что экономистами не рассматривается вопрос об экономическом развитии муниципалитетов.

Исходя из представленных положений актуальности данной работы, может быть сформулирована цель исследования, которая заключается в выявлении необходимости выбора анализа процессов по экономическому развитию города. Данная цель определила необходимость решения следующей задачи: выявить сущность закономерности развития города с точки зрения экономистов.

Практическая значимость статьи заключается в выявлении необходимости научного подхода к применению экономических механизмов в развитии города.

Вопросы по проблемам с муниципальными образованиями изучались такими авторами как: Нурисламов А.Э., Пугачёв И.Н., Фатхриева Д.И. и другими.

Основная часть

Автором используется метод систематизации теоретических фундаментальных исследований, прикладных разработок, нормативной документации для формирования оценки степени её внедрения на муниципальном уровне. Городская среда в условиях урбанизации общественной жизни переживает существенные трансформационные изменения[11].

Сложность управления городом в направлении устойчивого развития заключается в том, что помимо решения вопросов прогрессивного движения вперёд в развитии социально-эколого-экономических систем, обеспечивающих их качественный переход в новое состояние, способствующих достижению баланса интересов общества, требуется ещё и одновременно решение вопросов антикризисного управления и решения проблем города [1].

Город представляет собой сложный динамичный организм, который находится в постоянном развитии [26]. Анализ работ отечественных исследователей и ESG-отчётности ряда компаний позволил выявить и обобщить направления и формы влияния ведущих предприятий на социально-экономическое развитие и конкурентоспособность промышленных городов. Выступая локомотивами городской экономики, они работают на город [8]. Качество городской среды прямо связано со стандартом жизни, привлекательностью для инвестиций и конкурентоспособностью региона [13]. Стандарт развития конкуренции в субъектах нашей страны не содержит типовой дорожной карты по содействию конкуренции, но он закрепляет алгоритмизацию разработки дорожной карты на основе процессного метода управления [12].

Тенденции развития

В 2021 году доходы бюджета города Перми составили 17,7 млрд. руб. (97,7 % от плана), из которых 2,5 млрд. руб. – неналоговые доходы (92,3 %  от плана) (табл. 1).

Таблица 1. Доходная часть бюджета города Перми (2021 – 2023 годы)*

п/п

Налоговые и неналоговые

доходы

2021

2022

2023

(млрд. рублей)

21,408

22,885

23,629

1

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

0,886

0,800

0,715

В т.ч., доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества

0,788

0,732

0,650

В т.ч., плата по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

0,001.69

0,001.35

0,000.6

В т.ч., прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в гос-й и муниципальной собственности

0,057

0,056

0,055

2

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

3,875

4,656

4,815

В т.ч. доходы от реализации имущества, находящегося в гос-й и муниципальной соб-и

0,159

0,073

0,060

Таблица 1 также содержит прогноз доходной части бюджета в 2022 и 2023 годах. Отметим, планируется сокращение доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: с 0,886 млрд. руб. в 2021 году до 0,715 млрд. руб. в 2023 году.

В городе Перми действует достаточно большое количество локальных документов и программ по управлению земельными ресурсами и одной из которых является программа «Управление земельными ресурсами города Перми» [5].

Определённая доля городских земельных участков вовлекается в оборот (табл. 2).

Таблица 2. Показатели программы «Управление земельными ресурсами города Перми»*

п/п

Объёмы и источники финансирования

2021

2022

2023

1 Доля площади земельных участков, вовлечённых в оборот, в общей площади территории Пермского городского округа, за исключением городских лесов, %%

55,4

56,1

56,8

* Составлено по: [17].

Как видно из таблицы 2, доля площади городской земли вовлечённой в оборот – год от года увеличивается, на 2021 год – это 55,4 %, в 2022 году запланировано – 56,1 %, а в 2023 году – 56,8% [17].

В последние годы, учёные всё чаще обращают внимание на «экономический феномен и содержательную форму функционирования социально-экономической системы» [4]. Одним из важных элементов составляющих документы стратегического планирования являются целевые индикаторы и ожидаемые результаты. Целевые индикаторы – это показатели, с помощью которых можно оценить состояние системы в определённый период времени, достижения цели и выполнения поставленных задач [7].

Государство взяло на себя ответственность в развитие муниципальных образований с численностью более 100 тыс. чел. [18]. В 2023 году при проведении конкурса на высшую муниципальную должность, автором статьи, в качестве соискателя, руководству Пермского края была представлена программа по Социально-экономическому развитию города [20]. В отношении стратегий городского развития возникают такие вопросы, как: повышение качества документа с точки зрения учёта потребностей граждан [15]. Стратегические цели муниципалитета имеют статус решающих [14]. Проектное управление в муниципальном образовании город Пермь, может развиваться одновременно по нескольким направлениям [19].

С учётом типологии предлагаемой по методике ЦИСИ ИФ РАН, которая подразумевает два уровня модернизированности: индустриальная и информационная [2]. Кризис управления и применения современных методов учёта и средств, направленных на внедрение и расширение функциональных возможностей [3]. Целью методики является – обоснованное проведение оценки цифровизации управленческого сектора [21].

Развитие крупных городов методом точечной застройки практически исчерпало себя, и в основном при развитии городов, говорят о методе комплексной застройки [24]. Основная цель комплексного проектирования заключается в том, чтобы создать действенные предпосылки для широкой индустриализации массового жилищного строительства [9]. Строительство большого жилого комплекса, и что не маловажно, на большом участке земли, является с экономической точки зрения эффективным [10]. Комплексная застройка муниципального образования город Пермь должна реализовываться в соответствии с Генеральным планом [25].

Вывод

Развитие города зависит от экономических процессов происходящих в нём и должно основываться на «качественном» Генеральном плане, от которого зависит дальнейшее развитие. Развитие урбанизации показывает вектор развития города и предоставление качество городской среды. Конкурентоспособность между муниципальных образований показывает о необходимости внедрения новых цифровых технологий в управлении и развитии города.

Конфликт интересов

Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.


Библиографический список
  1. Антипова О.В., Киселева О.В. Оценка устойчивого развития города // Управление устойчивым развитием. 2024. № 1(50). С. 29-38.
  2. Богданов В.С. Организационно-методологические аспекты дистанционного исследования проблем цифровизации регионов с различным уровнем социокультурной модернизации. Часть 2. // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 1. С. 131-149.
  3. Гузиекова С.М., Салий В.В., Ищенко О.В. Роль процессного подхода в построении учётной информационно-аналитической системы при реализации стратегии цифровой трансформации // Международный журнал Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29(3). С. 138-143.
  4. Дворядкина Е.Б., Белоусова Е.А. Лучшие практики пространственного развития: возможность адаптации в отношении муниципальных районов // Регионология. 2019. Т. 27. № 4. С. 633-660.
  5. Дубровский В.Ж., Рожков Е.В. Использование новых цифровых технологий для управления земельными участками (на примере города Перми) // Информационные технологии в управлении и экономике. 2023. № 1. С. 58-71.
  6. Иванова М.В., Матюнин В.М. Промышленный туризм – новый тренд развития сибирских моногородов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 4. С. 501-510.
  7. Логинов Д.А., Желудкова О.А. Оптимизация управления в сфере культуры в документах стратегического планирования региона // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 6. С. 516-520.
  8. Макаров М.А. Роль ведущих предприятий в социально-экономическом развитии промышленных городов и в повышении их конкурентоспособности // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2024. № 1(62). С. 62-68.
  9. Манжилевская С.Е., Аль-Хадж А.А.С. Экономические проблемы отрасли в свете современного состояния комплексного жилищного строительства // Инженерный вестник Дона. 2017. № 4(47). С. 163.
  10. Манжилевская С.Е., Богомазюк Д.О. Моделирование инноваций в строительстве // Инженерный вестник Дона. 2016. № 1. С. 3556.
  11. Медведев В.М. Формирование ключевых принципов организации и развития городской среды // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 4. С. 230-233.
  12. Медведева Н.В. Инструментарий развития конкуренции в субъектах Российской Федерации // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 3. С. 1785-1798.
  13. Мещерякова Н.А. Влияние качества городской среды на экономику городов // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2023. № 4. С. 50-55.
  14. Рожков Е.В. Инновации для городской среды (на примере Пермской агломерации) // Муниципалитет: экономика и управление. 2020. № 4(33). С. 54-63.
  15. Рожков Е.В. Анализ реализации стратегии социально-экономического развития Пермского края // Экономический журнал. 2021. № 1(65). С. 17-28.
  16. Рожков Е.В. Умный город или умный дом для айтишников (на примере города Перми) // Академическая публицистика. 2022. № 12-1. С. 89-93.
  17. Рожков Е.В. Экономическое обоснование применения новых технологий в хозяйственном управлении муниципальным образованием // Экономика. Социология. Право. 2022. № 2(26). С. 26-34.
  18. Рожков Е.В. Задачи по цифровизации для муниципального образования через создание «Умного города» // III Международная научно-практическая студенческая конференция. «Современные тенденции развития управления и производства в условиях цифровизации». Академия управления и производства. Москва. 30-31 октября 2023 года. С. 307-319.
  19. Рожков Е.В. Развитие проектного управления (на примере Перми) // Академическая публицистика. 2023. № 10-1. С. 147-149.
  20. Рожков Е.В. Создание Пермской агломерации // Академическая публицистика. 2023. № 12-1. С. 283-289.
  21. Сидоров Э.Л., Барциц И.Н., Хисамова З.И. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 93 – 114.
  22. Сидорова В.Н., Хорошева Н.В. Реформирование экономики и права как необходимое условие для развития конкуренции // Economy and Business: Theory and Practice. 2022. Vol. 9(91). pp. 195-201.
  23. Сысоева Л.И. Современные подходы к управлению жилищным хозяйством // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 49. С. 214-224.
  24. Тулупова Н.Е., Попова Л.И. Комплексная застройка городской территории и риски, возникающие при её осуществлении // Международная научно-практическая конференция. Дальний Восток: Проблемы развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплекса. 2017. С. 368-371.
  25. Тулупова Н.Е., Попова Л.И. Комплексная застройка – путь развития городских территорий // Международная научно-практическая конференция. Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий. Хабаровск. 2017. С. 234-239.
  26. Цепилова О.П., Шайхлисламов Р.Р. Устойчивое развитие территорий промышленных зон в градостроительстве // Перспективы науки. 2023. № 9(168). С. 116-125.


Все статьи автора «Рожков Евгений Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: