В 2021 году, автор статьи докладывал комиссии по выбору мэра города Перми, как один из кандидатов, о необходимости развития города с экономической точки зрения [16]. Основой развития городов и повышения уровня их конкурентоспособности является совокупный потенциал территории [6]. Конкурентоспособность – способность хозяйствующего субъекта совершать конкурентные действия с целью превзойти конкурентов в заданных экономико-правовых условиях регулирования хозяйственной деятельности [22]. Изменения, происходящие в экономике нашей страны, оказывают определённое влияние на все сферы общественной жизни [23].
Проблема заключается в разных подходах по управлению муниципальным образованием.
Объект исследования – муниципалитет.
Предмет исследования отношения в экономическом развитии муниципального образования.
Цель исследования – определить направление в ускорении процессов экономического развития города.
Задача исследования – провести анализ различия в экономическом развитии.
Теоретико-методологическая актуальность данной работы заключается в том, что экономистами не рассматривается вопрос об экономическом развитии муниципалитетов.
Исходя из представленных положений актуальности данной работы, может быть сформулирована цель исследования, которая заключается в выявлении необходимости выбора анализа процессов по экономическому развитию города. Данная цель определила необходимость решения следующей задачи: выявить сущность закономерности развития города с точки зрения экономистов.
Практическая значимость статьи заключается в выявлении необходимости научного подхода к применению экономических механизмов в развитии города.
Вопросы по проблемам с муниципальными образованиями изучались такими авторами как: Нурисламов А.Э., Пугачёв И.Н., Фатхриева Д.И. и другими.
Основная часть
Автором используется метод систематизации теоретических фундаментальных исследований, прикладных разработок, нормативной документации для формирования оценки степени её внедрения на муниципальном уровне. Городская среда в условиях урбанизации общественной жизни переживает существенные трансформационные изменения[11].
Сложность управления городом в направлении устойчивого развития заключается в том, что помимо решения вопросов прогрессивного движения вперёд в развитии социально-эколого-экономических систем, обеспечивающих их качественный переход в новое состояние, способствующих достижению баланса интересов общества, требуется ещё и одновременно решение вопросов антикризисного управления и решения проблем города [1].
Город представляет собой сложный динамичный организм, который находится в постоянном развитии [26]. Анализ работ отечественных исследователей и ESG-отчётности ряда компаний позволил выявить и обобщить направления и формы влияния ведущих предприятий на социально-экономическое развитие и конкурентоспособность промышленных городов. Выступая локомотивами городской экономики, они работают на город [8]. Качество городской среды прямо связано со стандартом жизни, привлекательностью для инвестиций и конкурентоспособностью региона [13]. Стандарт развития конкуренции в субъектах нашей страны не содержит типовой дорожной карты по содействию конкуренции, но он закрепляет алгоритмизацию разработки дорожной карты на основе процессного метода управления [12].
Тенденции развития
В 2021 году доходы бюджета города Перми составили 17,7 млрд. руб. (97,7 % от плана), из которых 2,5 млрд. руб. – неналоговые доходы (92,3 % от плана) (табл. 1).
Таблица 1. Доходная часть бюджета города Перми (2021 – 2023 годы)*
№ п/п |
Налоговые и неналоговые доходы |
2021 |
2022 |
2023 |
(млрд. рублей) |
||||
21,408 |
22,885 |
23,629 |
||
1 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
0,886 |
0,800 |
0,715 |
В т.ч., доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества |
0,788 |
0,732 |
0,650 |
|
В т.ч., плата по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности |
0,001.69 |
0,001.35 |
0,000.6 |
|
В т.ч., прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в гос-й и муниципальной собственности |
0,057 |
0,056 |
0,055 |
|
2 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
3,875 |
4,656 |
4,815 |
В т.ч. доходы от реализации имущества, находящегося в гос-й и муниципальной соб-и |
0,159 |
0,073 |
0,060 |
Таблица 1 также содержит прогноз доходной части бюджета в 2022 и 2023 годах. Отметим, планируется сокращение доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: с 0,886 млрд. руб. в 2021 году до 0,715 млрд. руб. в 2023 году.
В городе Перми действует достаточно большое количество локальных документов и программ по управлению земельными ресурсами и одной из которых является программа «Управление земельными ресурсами города Перми» [5].
Определённая доля городских земельных участков вовлекается в оборот (табл. 2).
Таблица 2. Показатели программы «Управление земельными ресурсами города Перми»*
№
п/п |
Объёмы и источники финансирования |
2021 |
2022
|
2023 |
1 | Доля площади земельных участков, вовлечённых в оборот, в общей площади территории Пермского городского округа, за исключением городских лесов, %% |
55,4 |
56,1 |
56,8 |
* Составлено по: [17].
Как видно из таблицы 2, доля площади городской земли вовлечённой в оборот – год от года увеличивается, на 2021 год – это 55,4 %, в 2022 году запланировано – 56,1 %, а в 2023 году – 56,8% [17].
В последние годы, учёные всё чаще обращают внимание на «экономический феномен и содержательную форму функционирования социально-экономической системы» [4]. Одним из важных элементов составляющих документы стратегического планирования являются целевые индикаторы и ожидаемые результаты. Целевые индикаторы – это показатели, с помощью которых можно оценить состояние системы в определённый период времени, достижения цели и выполнения поставленных задач [7].
Государство взяло на себя ответственность в развитие муниципальных образований с численностью более 100 тыс. чел. [18]. В 2023 году при проведении конкурса на высшую муниципальную должность, автором статьи, в качестве соискателя, руководству Пермского края была представлена программа по Социально-экономическому развитию города [20]. В отношении стратегий городского развития возникают такие вопросы, как: повышение качества документа с точки зрения учёта потребностей граждан [15]. Стратегические цели муниципалитета имеют статус решающих [14]. Проектное управление в муниципальном образовании город Пермь, может развиваться одновременно по нескольким направлениям [19].
С учётом типологии предлагаемой по методике ЦИСИ ИФ РАН, которая подразумевает два уровня модернизированности: индустриальная и информационная [2]. Кризис управления и применения современных методов учёта и средств, направленных на внедрение и расширение функциональных возможностей [3]. Целью методики является – обоснованное проведение оценки цифровизации управленческого сектора [21].
Развитие крупных городов методом точечной застройки практически исчерпало себя, и в основном при развитии городов, говорят о методе комплексной застройки [24]. Основная цель комплексного проектирования заключается в том, чтобы создать действенные предпосылки для широкой индустриализации массового жилищного строительства [9]. Строительство большого жилого комплекса, и что не маловажно, на большом участке земли, является с экономической точки зрения эффективным [10]. Комплексная застройка муниципального образования город Пермь должна реализовываться в соответствии с Генеральным планом [25].
Вывод
Развитие города зависит от экономических процессов происходящих в нём и должно основываться на «качественном» Генеральном плане, от которого зависит дальнейшее развитие. Развитие урбанизации показывает вектор развития города и предоставление качество городской среды. Конкурентоспособность между муниципальных образований показывает о необходимости внедрения новых цифровых технологий в управлении и развитии города.
Конфликт интересов
Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Библиографический список
- Антипова О.В., Киселева О.В. Оценка устойчивого развития города // Управление устойчивым развитием. 2024. № 1(50). С. 29-38.
- Богданов В.С. Организационно-методологические аспекты дистанционного исследования проблем цифровизации регионов с различным уровнем социокультурной модернизации. Часть 2. // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 1. С. 131-149.
- Гузиекова С.М., Салий В.В., Ищенко О.В. Роль процессного подхода в построении учётной информационно-аналитической системы при реализации стратегии цифровой трансформации // Международный журнал Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29(3). С. 138-143.
- Дворядкина Е.Б., Белоусова Е.А. Лучшие практики пространственного развития: возможность адаптации в отношении муниципальных районов // Регионология. 2019. Т. 27. № 4. С. 633-660.
- Дубровский В.Ж., Рожков Е.В. Использование новых цифровых технологий для управления земельными участками (на примере города Перми) // Информационные технологии в управлении и экономике. 2023. № 1. С. 58-71.
- Иванова М.В., Матюнин В.М. Промышленный туризм – новый тренд развития сибирских моногородов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 4. С. 501-510.
- Логинов Д.А., Желудкова О.А. Оптимизация управления в сфере культуры в документах стратегического планирования региона // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 6. С. 516-520.
- Макаров М.А. Роль ведущих предприятий в социально-экономическом развитии промышленных городов и в повышении их конкурентоспособности // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2024. № 1(62). С. 62-68.
- Манжилевская С.Е., Аль-Хадж А.А.С. Экономические проблемы отрасли в свете современного состояния комплексного жилищного строительства // Инженерный вестник Дона. 2017. № 4(47). С. 163.
- Манжилевская С.Е., Богомазюк Д.О. Моделирование инноваций в строительстве // Инженерный вестник Дона. 2016. № 1. С. 3556.
- Медведев В.М. Формирование ключевых принципов организации и развития городской среды // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 4. С. 230-233.
- Медведева Н.В. Инструментарий развития конкуренции в субъектах Российской Федерации // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 3. С. 1785-1798.
- Мещерякова Н.А. Влияние качества городской среды на экономику городов // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2023. № 4. С. 50-55.
- Рожков Е.В. Инновации для городской среды (на примере Пермской агломерации) // Муниципалитет: экономика и управление. 2020. № 4(33). С. 54-63.
- Рожков Е.В. Анализ реализации стратегии социально-экономического развития Пермского края // Экономический журнал. 2021. № 1(65). С. 17-28.
- Рожков Е.В. Умный город или умный дом для айтишников (на примере города Перми) // Академическая публицистика. 2022. № 12-1. С. 89-93.
- Рожков Е.В. Экономическое обоснование применения новых технологий в хозяйственном управлении муниципальным образованием // Экономика. Социология. Право. 2022. № 2(26). С. 26-34.
- Рожков Е.В. Задачи по цифровизации для муниципального образования через создание «Умного города» // III Международная научно-практическая студенческая конференция. «Современные тенденции развития управления и производства в условиях цифровизации». Академия управления и производства. Москва. 30-31 октября 2023 года. С. 307-319.
- Рожков Е.В. Развитие проектного управления (на примере Перми) // Академическая публицистика. 2023. № 10-1. С. 147-149.
- Рожков Е.В. Создание Пермской агломерации // Академическая публицистика. 2023. № 12-1. С. 283-289.
- Сидоров Э.Л., Барциц И.Н., Хисамова З.И. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 93 – 114.
- Сидорова В.Н., Хорошева Н.В. Реформирование экономики и права как необходимое условие для развития конкуренции // Economy and Business: Theory and Practice. 2022. Vol. 9(91). pp. 195-201.
- Сысоева Л.И. Современные подходы к управлению жилищным хозяйством // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 49. С. 214-224.
- Тулупова Н.Е., Попова Л.И. Комплексная застройка городской территории и риски, возникающие при её осуществлении // Международная научно-практическая конференция. Дальний Восток: Проблемы развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплекса. 2017. С. 368-371.
- Тулупова Н.Е., Попова Л.И. Комплексная застройка – путь развития городских территорий // Международная научно-практическая конференция. Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий. Хабаровск. 2017. С. 234-239.
- Цепилова О.П., Шайхлисламов Р.Р. Устойчивое развитие территорий промышленных зон в градостроительстве // Перспективы науки. 2023. № 9(168). С. 116-125.