ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ТИПОГРАФИКИ НА ПРИМЕРЕ ГРАФИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ GRUNDLINIENRASTERSYSTEM В ГЕРМАНИИ

Золотарева Полина Сергеевна
Уральский государственный педагогический университет
студентка, 5 курс, Институт иностранных языков

Аннотация
В статье рассматривается проблема современной типографики на примере графической системы Grundlinienrastersystem, широко применяемой в Германии. Показано, что типографика представляет собой неразрывное единство лингвистической и визуальной коммуникации, обеспечивая читаемость и эстетическую гармонию изданий. Описаны технические особенности и преимущества Grundlinienrastersystem, включая создание устойчивой сетки для выравнивания элементов текста и графики.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Золотарева П.С. Проблема современной типографики на примере графической системы Grundlinienrastersystem в Германии // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/07/103519 (дата обращения: 07.07.2025).

Просмотреть статью на английском языке

Научный руководитель: Иванова Е.А., кандидат филологических наук,
доцент кафедры романо-германской филологии,
Институт иностранных языков,
Уральский государственный педагогических университет

В современном мире текст и его визуальное оформление играют ключевую роль в коммуникации. В связи с этим важное значение имеет типографика – средство организации элементов издания на основе их композиции в пространстве издания в соответствии с художественным видением дизайнера [1 , с. 152]. Именно в типографике сочетаются опыт и традиция, тесно переплетаются новейшие достижения компьютерных технологий и композиционная выразительность текстовых и изобразительных элементов. Ее значение особенно велико в контексте издательской деятельности, где качество представления текста оказывает прямое влияние на восприятие информации читателем.

Типографическое текстовое изображение возникает как результат пересечения языковой и изобразительной систем – оно не просто передает информацию, но связывает когнитивную структуру языка с эмоциональной выразительностью формы, цвета и композиции. Так, типографика становится той областью, где лингвистическая и визуальная коммуникация неразрывно связаны. Каждое типографическое решение – от выбора шрифта и размера до структуры полосы набора – влияет не только на понимание, но и на эмоциональное восприятие текста. Особенность работы с объектами в типографике состоит в том, что каждый элемент издания рассматривается с позиции информационной значимости, а также той роли, которую он играет при построении целостного визуального образа. Для современного типографа одинаково важен и текст, и рисунок. Это свойство было подчеркнуто Р. Бартом [2, с. 45].

Качественная типографика обеспечивает баланс между содержанием и формой, способствуя эффективной передаче смысла, поддерживая логическую структуру и визуальный ритм. В классической типографике отношения строятся по определенным и «незыблемым» правилам, в строгом единообразии, т. е. в едином цветовом, композиционном и шрифтовом решении [3, с. 84]. Однако на практике современное издательское производство не всегда уделяет должное внимание этим аспектам. Отсутствие единых визуальных стандартов, нерегулярное использование профессиональных сеток, пренебрежение законами типографической композиции – все это приводит к нарушению визуального баланса, снижению читаемости и общего качества публикаций.

В условиях постоянного информационного потока, визуальная грамотность становится неотъемлемой частью успешной коммуникации. Основной функцией графического дизайна, типографики, является коммуникативная функция, которая включает в себя информирование и воздействие. Это предполагает установление определенной связи между автором и читателем, т. е. происходит имитация живого общения, раскрываемого в результате прагматического анализа [4, с. 483]. Поэтому возникает необходимость в универсальных и системных решениях, способных обеспечить целостность и стандартизированное качество верстки. Одним из таких решений является Grundlinienrastersystem – система базовой линейной сетки, широко применяемая в Германии и признанная одним из наиболее эффективных инструментов в профессиональной типографике (См. Рисунок 1).

Суть этой системы заключается в строгом выравнивании всех элементов текста по единой горизонтальной сетке, что позволяет достичь максимального структурного единообразия и визуального единства как внутри отдельных полос, так и в рамках всего издания [5, с. 33]. Сетка дизайна основана на горизонтальной и вертикальной системе координат X / Y, которая определяет варианты дизайна на странице. В этой системе текст, изображения, поверхности, цвета и оптические пространства расположены так, чтобы их было удобно читать и, следовательно, они были функционально упорядочены [6, с. 53].

Рисунок 1. Grundlinienraster

Построение базовой линейной сетки – это рабочий этап, выполняемый художником-графиком при создании графической сетки. Базовая линейная сетка является графической основой, которая формирует дизайн журналов, книг, объявлений, плакатов и другой печатной продукции. Глубокие знания типографики и линейной системы становятся предпосылками для построения базовой линейной сетки, состоящей из горизонтальных линий [7, с. 76]. Создавая базовую сетку, художник-график обращает внимание на правильные промежутки между буквами и словами, а также на межстрочные интервалы с соответствующим значением. Горизонтальные интервалы базовой сетки определяются выбранным шрифтом основного текста. Если для названий изображений или заголовков выбраны другие шрифты и размеры, они часто направлены на базовую сетку, поэтому они будут оформлены в виде первой строки на базовой сетке [8, с. 277].

Благодаря данному принципу, Grundlinienrastersystem способствует формированию упорядоченного, ритмически устойчивого визуального языка, обеспечивающего легкость восприятия и эстетическую завершенность верстки. Это дает потребителям преимущество в том, чтобы находить одинаковые элементы (например, заголовки) на разных страницах в одних и тех же местах, и, таким образом, они могут быстрее усваивать информацию [9, с. 79]. Система базовой сетки формирует постоянную графическую структуру, которая служит ядром визуальной идентичности издания. В то время как конкретные содержательные элементы могут варьироваться, структура же остается неизменной, обеспечивая узнаваемость издания и поддерживая единый стиль. Особенно это важно в контексте многотомных публикаций, рекламных кампаний или серийных изданий, где постоянство графического решения способствует узнаваемости источника и его визуальному бренду [10, с. 65].

Тем не менее, несмотря на ее явные преимущества, данная система все еще применяется не повсеместно. Многие издательства по различным причинам не используют Grundlinienrastersystem в своей практике, что сказывается на общем уровне типографической культуры. Помимо базовой линейной сетки, другие элементы, такие как выбор правильной системы столбцов, важны, когда художник-график разрабатывает новый печатный продукт. Некоторые современные дизайнеры книг сегодня все больше ставят под сомнение необходимость фиксированной сетки страниц, рассматривая это как чрезмерно формализованное ограничение свободы дизайна и препятствие на пути к прямым отношениям между автором и читателем [11, с. 125]. Несмотря на очевидные преимущества, Grundlinienrastersystem не получила повсеместного применения в издательской практике. Некоторые дизайнеры воспринимают её как ограничение творческой свободы и препятствие для непосредственной коммуникации автора и читателя. Это приводит к разрозненности подходов и снижению качества визуальной коммуникации в полиграфии.

Таким образом, в условиях современного информационного пространства возникает необходимость в более широком внедрении системных, стандартизированных решений, таких как Grundlinienrastersystem. Её применение способствует созданию визуальной идентичности, упрощает восприятие информации и поддерживает общий художественный стиль, а также позволяет повысить уровень типографической культуры, и улучшить качество печатной продукции, что в итоге способствует эффективной коммуникации между автором и читателем. В целом, Grundlinienrastersystem выступает не просто техническим инструментом, а стратегическим решением современных типографических задач, позволяя сохранить баланс между традицией и инновацией, формой и содержанием, структурой и свободой дизайна.


Библиографический список
  1. Серов С. И. Среда и образ знака // Графика современного знака. М.: Линия График, 2005. 382 с.
  2. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика / под ред. Ю. Степанова. М.: Радуга, 1983. С. 37–89.
  3. Чихольд Я. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. М.: Книга, 1980.  84 с.
  4. Krause J. Gestaltungsraster für Print- und Screen-Design // Gestaltung und Design. Springer, Berlin, Heidelberg, 2007. S. 123–135. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-540-73218-1_6 (дата обращения: 16.06.2025).
  5. Voelker U. Ordnung in der Gestaltung. Sulgen/Zürich: Niggli Verlag, 2018. 208 S.
  6. Eisele J., Stephan M. Visuelles Gestalten: Grundlagen, Methoden, Projekte // Grundlagen Visueller Kommunikation. Springer Vieweg, Wiesbaden, 2017. S. 45–62.
  7. Müller-Brockmann J. Rasterssysteme für die visuelle Gestaltung. Sulgen/Zürich: Niggli Verlag, 2007. 176 S.
  8. Haslam A. Handbuch des Buches. München: Stiebner Verlag, 2007. 432 S.
  9. Oschatz C. Gestaltung als interdisziplinäre Praxis // die hochschullehre. 2022. № 8. S. 10–22.
  10. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Лит.-крит. статьи. М.: Худож. лит., 1986. С. 473–500.
  11. Пакшина И. А. Семиотический подход к исследованию типографики // Регионология. 2013. № 1 (82). С. 100–106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskiy-podhod-k-issledovaniyu-tipografiki (дата обращения: 04.07.2025).

References
  1. Серов С. И. Среда и образ знака // Графика современного знака. М.: Линия График, 2005. 382 с.
  2. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика / под ред. Ю. Степанова. М.: Радуга, 1983. С. 37–89.
  3. Чихольд Я. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. М.: Книга, 1980.  84 с.
  4. Krause J. Gestaltungsraster für Print- und Screen-Design // Gestaltung und Design. Springer, Berlin, Heidelberg, 2007. S. 123–135. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-540-73218-1_6 (дата обращения: 16.06.2025).
  5. Voelker U. Ordnung in der Gestaltung. Sulgen/Zürich: Niggli Verlag, 2018. 208 S.
  6. Eisele J., Stephan M. Visuelles Gestalten: Grundlagen, Methoden, Projekte // Grundlagen Visueller Kommunikation. Springer Vieweg, Wiesbaden, 2017. S. 45–62.
  7. Müller-Brockmann J. Rasterssysteme für die visuelle Gestaltung. Sulgen/Zürich: Niggli Verlag, 2007. 176 S.
  8. Haslam A. Handbuch des Buches. München: Stiebner Verlag, 2007. 432 S.
  9. Oschatz C. Gestaltung als interdisziplinäre Praxis // die hochschullehre. 2022. № 8. S. 10–22.
  10. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Лит.-крит. статьи. М.: Худож. лит., 1986. С. 473–500.
  11. Пакшина И. А. Семиотический подход к исследованию типографики // Регионология. 2013. № 1 (82). С. 100–106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskiy-podhod-k-issledovaniyu-tipografiki (дата обращения: 04.07.2025).


Все статьи автора «Золотарева Полина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: