Цифровая трансформация системы муниципального управления призвана создавать качественно новую систему оказания муниципальных услуг [1]. Цифровизация процессов управления муниципальной собственностью, включая недвижимость и земельные участки требует определения использования цифровой платформы [2]. Сравнительный анализ существующих систем взаимоотношений различных видов собственности даёт возможность определить, на какие цели направлена осуществляемая экономическая деятельность и чьим интересам она служит [3]. Для реализации населением нашей страны своих правовых полномочий, связанных с недвижимым имуществом на всей территории страны, с учётом наработанных опытным путём результатов ведения ЕГРП и ГКН, государство, в лице уполномоченных органов, пришло к необходимости создания единого информационного реестра недвижимости, который бы содержал все необходимые сведения как о правообладателях и зарегистрированных правах, так и об актуальных характеристиках объекта недвижимости и их изменениях [4]. Опыт деятельности муниципальных образований свидетельствует о том, что на современном этапе невозможно полноценно управлять муниципальным имуществом без наличия информационных технологий [5].
Проблема заключается в разных подходах по управлению муниципальным имуществом.
Объект исследования – имущество муниципалитета.
Предмет исследования отношения в экономическом развитии муниципального имущества.
Теоретико-методологическая актуальность данной работы заключается в том, что экономистами не рассматривается вопрос о цифровизации муниципального имущества с точки применения цифровых платформ.
Цель исследования заключается в предварительном анализе создания и применения цифровых платформ управления имуществом муниципального образования.
Данная цель определила необходимость решения следующей задачи: выявить сущность закономерности экономических и социальных проблем при управлении имуществом.
Практическая значимость статьи заключается в выявлении необходимости управления муниципальным имуществом в социально-экономических процессах.
Научная новизна бесспорна, в условиях повсеместного применения цифровых технологий.
Прежде всего, необходимо отметить большой вклад изучения данной темы таких российских учёных как: О.В. Воронцова, А.А. Гавва, В.В. Глазунов, С.А. Дукарт, С.А. Илларионов, И.Г. Шелудякова и другие авторы.
Основная часть
Методом исследования является обзор отечественных и зарубежных источников литературы, посвящённых вопросам связанных с цифровизацией муниципального имущества.
Если к современным исследованиям развития будущего можно было бы применить философские изречения древних греков о пророчествах Кассандры, то, наиболее приемлемым анализом современного использования новых технологий, которые ориентированы на будущее будет считаться, и считается метод FTA (future-oriented technology analysis) [6]. Потребность в повышении эффективности использования имущественных объектов обусловлена тем, что собственность как элемент экономической основы муниципальных образований, является источником доходов местного бюджета [7]. S.M. Lee считаeт, что в эпоху цифровых технологий создаётся новая стратегия для клиентов [8]. T. Lecleroq T.[9] и C. Garcia-Magro [10] рассматривают цифровые платформы как новую форму общения в цифровом пространстве. В качестве примера, из зарубежных учёных, можно привести статью из Китая Xi Li, Xuewen Liu, Yong Wang «Модель Китая государственный капитализм», в которой приведены данные, говорящие, что в последнее десятилетие стабильность государственных предприятий, или которые находятся под контролем государства выше, чем у частных компаний [11].
Сегодня, успех от внедрения цифровых технологий в общество, определяется не отдельными инициативами граждан, а сконцентрированной на таких преобразованиях активной государственной политики [12]. В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, в Пермском крае утверждена Концепция развития цифровой экономики влияет на социально-экономическое развитие региона и благосостояние населения [13]. Одним из значимых аспектов для развития цифровой экономики является внедрение сквозных цифровых технологий (которые используются и оказывают влияние на развитие различных отраслей и сфер деятельности) [14].
Например, в Великобритании активно развивается трастовое движение, в рамках которого, существуют организации, на которые распространяются налоговые льготы в виде освобождения от дополнительных налогов [15]. Сравнительный анализ существующих систем взаимоотношений различных видов собственности даёт возможность определить, на какие цели направлена осуществляемая экономическая деятельность и чьим интересам она служит [16].
Сегодня, в нашей стране, существует ряд законов, устанавливающих порядок управления муниципальной собственностью, однако многие из них противоречивы и некоторые проблемы укажем в табл. 1.
Таблица 1. Проблемы при управлении муниципальной собственностью*
№ п/п |
Наименование проблем |
1 |
Недостаточного юридического обеспечения управления муниципальной собственностью |
2 |
Лёгкость передачи муниципальной собственности в частные руки без должного контроля и прозрачности |
*Источник: Составлено автором по данным [17].
Результаты исследования
Ожидаемые результаты программы по управлению бесхозяйственной инфраструктурой (город Пермь) показаны в табл. 2.
Таблица 2. Управление бесхозяйственной инфраструктурой*
№ п/п |
Действия органов местного самоуправления |
Ожидаемый результат |
1 |
Проведение полной инвентаризации, постановка на учёт и перевод объектов в собственность муниципального образования | Полноценная информация по объектам бесхозного имущества |
2 |
Цифровизация имущества, его дальнейшее использование по назначению или продажа | Пополнение муниципального бюджета |
* Составлено по: [18]..
Как видно по информации представленной в таблице 2, ожидаемый результат по реализации программы управления бесхозяйственной инфраструктурой носит экономический характер, это и снижение затрат на содержание собственности.
В 2021 году доходы бюджета города Перми составили 17,7 млрд. руб. (97,7 % от плана), из которых 2,5 млрд. руб. – неналоговые доходы (92,3 % от плана) (табл. 3).
Таблица 3. Доходная часть бюджета города Перми (2021 – 2023 годы)*
№ п/п |
Налоговые и неналоговые доходы |
2021 |
2022 |
2023 |
(млрд. рублей) |
||||
21,408 |
22,885 |
23,629 |
||
1 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
0,886 |
0,800 |
0,715 |
В т.ч., доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества |
0,788 |
0,732 |
0,650 |
|
В т.ч., плата по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности |
0,001.69 |
0,001.35 |
0,000.6 |
|
В т.ч., прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности |
0,057 |
0,056 |
0,055 |
|
2 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
3,875 |
4,656 |
4,815 |
В т.ч. доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
0,159 |
0,073 |
0,060 |
*Источник: Составлено автором по [19].
Таблица 3 также содержит информацию о доходной части бюджета в 2022 и 2023 годах. Отметим сокращение доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: с 0,886 млрд. руб. в 2021 году до 0,715 млрд. руб. в 2023 году. Каждый объект недвижимости обладает своими уникальными свойствами, которые отражаются в юридической и фактической взаимосвязи с другими объектами [20].
Тенденции развития
Многообразный по составу, назначению к использованию, а также и коммерческому потенциалу имущественный комплекс рассматривается муниципальными образованиями, с одной стороны, в качестве основного источника неналоговых поступлений в местный бюджет, с другой – средства решения большого числа социально значимых вопросов. В условиях новых требований экономики к вопросам по эксплуатации муниципального имущества, перед руководителями муниципалитетов встаёт вопрос о методических подходах по её использованию. Это связано с тем, что существующие методы устарели, а новых нет.
Таблица 4. Задачи и мероприятия совершенствования процессов управления муниципальным имуществом*
№ п/п |
Задача |
Мероприятие |
1 |
Повышение полноты, качества и достоверности сведений о муниципальном имуществе в реестре имущества | Создание универсальной аналитической системы учёта и мониторинга процессов управления муниципальной собственностью и её интеграция в существующие муниципальные автоматизированные системы, повышение качества и надёжности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. |
2 |
Предоставление возможности выгрузки полной информации в заинтересованные органы, обработки и поиска информации в электронном виде. Создание информационно-логистических функций между электронными площадками, организаторами торгов, потенциальными участниками рынка, что должно в конечном итоге привести к повышению объёма реализации имущества по цене максимально приближённой к рыночной. | Создание интерактивной электронной базы данных «маркетплейс» об имуществе предлагаемом к реализации, его характеристиках и текущем состоянии. |
*Источник: составлено автором по: [21].
Создание и внедрение цифровых платформ управления муниципальным имуществом является актуальным для каждого муниципального образования на территории страны. Но, учитывая, что бюджеты у муниципалитетов у всех разные, соответственно, и возможности по оплате за услугу по созданию цифровой платформы тоже разные.
Эффективное управление муниципальной собственностью предполагает процесс коммерциализации муниципального управления, пользования собственностью. Этот процесс включает в себя: аренду муниципального имущества; лицензирование, то есть передачу за определённую плату (продажу) муниципалитетом корпоративным и частным предпринимателям своих прав на осуществление определённого вида хозяйственной деятельности. При этом муниципалитет решает следующие задачи.
В основном в управлении муниципальной собственностью используют три модели: коммунальная, рыночная и смешанная; на практике по большей части применяется смешанная модель управления. Данная модель позволяет снижать бюджетные расходы, получать дополнительные доходы в муниципальный бюджет и т.д. [22].
При формировании информационной модели существуют три основные функции: стратегическая, управленческая и производственная. Соответственно, при создании BIM-модели, специалисты выполняют обязанности BIM-менеджера, BIM-координатора и BIM-автора. Результатом такой работы будет модель здания, созданная благодаря BIM-технологиям и находящаяся в единой информационной среде [23]. BIM-технологии только-только внедряются в процессы управления имуществом, собственностью в общем и в частности отдельными объектами капитального строительства, муниципальные органы власти могут выделить этому моменту больше внимания [24].
Для разработки программ обработки данных могут использоваться Python с JIT-компилятором Numba (программа с последовательным вычислением функции без предварительной генерации массивов) [25]. В связи с ростом объёмов исходных тестов программ и усложнением процесса их разработки задачи понимания программ и автоматического рефакторинга становятся более востребованными. Программа Python3 соответственно, применённая к исходному коду отдельной программы, может быть использована для рефакторинга [26].
Вывод
В городе Перми, группой авторов, в настоящий момент разрабатывается цифровая платформа управления муниципальным имуществом. Информационная система будет представлена в виде UML-диаграмм. Основную роль в системе выполняет потенциальный пользователь.
Конфликт интересов
Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Библиографический список
- Рожков Е.В. (2021) Анализ цифровой трансформации системы муниципального управления / Е.В. Рожков // VIII международная научно-практическая онлайн-конференция «Цифровая экосистема экономики». Ростов-на-Дону, 27 апреля 2021 года: 194-197.
- Рожков Е.В. (2023) Информационные источники данных для цифровизации собственности муниципального образования / Е.В. Рожков // Друкеровский вестник. 2023. № 2: 169-175.
- Батьковский А.М., Хрусталев Е.Ю., Хрусталев О.Е. (2020) Сравнительный анализ частной и государственной собственности / А.М. Батьковский, Е.Ю. Хрусталев, О.Е. Хрусталев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 8(47): 124-130.
- Летягина Е.А. (2019) Актуальные проблемы единого государственного реестра недвижимости: опыт слияния единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости / Е.М. Летягина // Современные проблемы землеустройства, кадастра и природообустройства. Национальная научная конференция. КГАУ. Красноярск. 17 мая 2019 года: 183-188.
- Новиков С.Н. (2017) Использование Информационных технологий в сфере управления муниципальным имуществом / С.Н. Новиков // Информатика и природная математика. РГУ. 2017. № 23: 70-74.
- Johnston R. (2008) Historical Review of the Development of Future-Oriented Technology Analysis / R. Johnston // Cagnin C. et. al. (eds.) Future-Oriented Technology Analysis: Strategic Intelligence for an Innovative Economy. Berlin: Springer. 2008: 1.
- Шуман Д.В., Лобкова Е.В. (2023) Влияние цифровых технологий на эффективность управления муниципальным имуществом / Д.В. Шуман, Е.В. Лобкова // Инновационная парадигма экономических механизмов хозяйствования. VIII Международная научно-практическая конференция. Симферополь. 16 мая 2023 года: 633-635.
- Lee S.M., Lee D.H. (2020) «Untact»: a new customer service strategy in the digital age / S.M. Lee, D.H. Lee // Service Business. 2020. Vol. 14. No. 1: 1-22.
- Leclereq T., Poncin I., Hammedi W. (2017) The engaqement process during ralue co-creation: Gamification in new product-development platforms / T. Leclereq, I. Poncin, W. Hammedi // International Journal of Electronic Commerce. 2017. Vol. 21. No 4: 454-488.
- Garcia-Magro C., Martin-Pena M.L., Sanchez-Lopez J.M. (2023) Emotional mechanics of gamification and value co-creation: the digital platform Nike + as a B2B2C ecosystem / C. Garcia-Magro, M.L. Martin-Pena, J.M. Sanchez-Lopez // Journal of Business and Industrial Marceting. 2023. Vol. 38. No 2: 414-428.
- Li X., Wang X. L. (2012) A Model of China’s State Capitalism / X. Li, X.L. Wang // The Hong Kong University of Science and Technology: March 15. 2012. 5 P.
- Трусов А.В., Трусов В.А., Назарова А.В. (2019) Обзор трендов информационно-коммуникационных технологий цифровой трансформации в топливно-энергетическом комплексе за рубежом / А.В. Трусов, В.А. Трусов. // Информационные ресурсы России. 2019. № 5: 2-6.
- Дубровский В.Ж., Рожков Е.В. (2022) Новые цифровые технологии Прикамья/ В.Ж. Дубровский, Е.В. Рожков // Экономика. Социология. Право. 2022. № 4(28): 9-19.
- Елисеев Е.В. (2021) Анализ зарождения и развития цифровой экономики в России / Е.В. Елисеев// Цифровая экономика, умные инновации и технологии. Национальная (Всероссийская) научно-практическая конференция с зарубежным участием. Санкт-Петербург. 2021. ПОЛИТЕХ-ПРЕСС: 70-74.
- Rebecca L. (2005) McCleary financial incentives for histiric preservation: An International View / L. Rebecca // University of Pennsylvania Scholarty Commons. 2005: 1.
- Батьковский А.М., Хрусталев Е.Ю., Хрусталев О.Е. (2020) Сравнительный анализ частной и государственной собственности / А.М. Батьковский, Е.Ю. Хрусталев, О.Е. Хрусталев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 8(47): 124-130.
- Китаева К.А., Киреева А.А. (2023) Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью / К.А. Китаева, А.А. Киреева // Мировые научные дискуссии в эпоху цифровизации: от теории к практике. XVI Международная научно-практическая конференция. НИИДПО. Рязань. 29 декабря 2023 года: 379-381.
- Сыров А.Н. (2020) Управление на муниципальном уровне бесхозяйными объектами инженерной инфраструктуры / А.Н. Сыров // Вопросы региональной экономики. 2020. № 3(44): 111-117.
- Пермьстат, статотчётность 2024 г. / Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю [Электронный ресурс]. – http: / w.w.w. permstat.gks.ru (дата обращения: 12.03.2025).
- Романов М.Е. (2023) Понятие и характеристика основных объектов недвижимого имущества / М.Е. Романов // Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов. XXII Международная научно-практическая конференция. Санкт-Петербург. 2023: 484-489.
- Ладыженская Т.П. (2021) Цифровизация в управлении государственной (муниципальной) собственностью, проблемы и перспективы внедрения в управлении государственным (муниципальным) имуществом на примере Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры / Т.П. Ладыженская // Теоретическая экономика. 2021. № 2: 34-45.
- Породина С.В., Оранова М.В., Пономарёв М.П. (2018) Управление муниципальной собственностью в рыночных условиях / С.В. Породина, М.В. Оранова, М.П. Пономарёв // Управление экономическими системами. 2018. № 10 (116): 11.
- Давиденко А.Ю., Гаврилова Ю.П. (2021) BIM-современная технология принятия эффективных управленческих решений / А.Ю. Давиденко, Ю.П. Гаврилова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительство и строительные технологии. 78-я всероссийская научно-техническая конференция. Самара. 19-23 апреля 2021 года. СГТУ: 375-380.
- Дубровский В.Ж., Рожков Е.В. (2022) BIM-технологии в процессе управления имуществом (на муниципальном уровне) / В.Ж. Дубровский, Е.В. Рожков // Информационные технологии в управлении и экономике. 2022. № 4(29): 67-78.
- Лавринов М.И. (2022) Обзор JIT-компилятора Numba как инструмента для параллельных вычислений на GPU / М.И. Лавринов // Современные наукоёмкие технологии. 2022. № 2: 67-71.
- Орлов Д.А. (2022) Алгоритм поиска идиом в исходных текстах программ, использующий подсчёт поддеревьев / Д.А. Орлов // Программные продукты и системы. 2022. Т. 35. № 1: 65-74.