Узбой, высохший рукав Амударьи, также объяснил, что они образовались как пролив при разделении Аральского моря и Каспийского моря в ранний период. В.В. В своей работе Бартольд также выразил мнение французского учёного Д. Гена в Лейдене в 1875 году. По мнению ученого Д. Гуэна, некоторые авторы сообщают, что Амударья впадает в Каспийское море только после монгольских завоеваний, что не убедительно, поскольку, по мнению авторов XIV и XV веков, они подтверждают впадение Амударьи в Аральское море в этот период.
В 1930-е годы этим вопросом интересовались учёные А.С.Кес, И.П.Герасимов, К.К.Марков. Многие ученые также утверждают, что Узбой не может быть главным домом Амударьи по их данным, основанным на их многолетних и многоместных полевых исследованиях. Они считают, что нет оснований считать Узбой рекой исторического времени. Этот поток образовался во время потопа Хвалин. В целом большинство этих авторов разделяли мнение, что Амударья по Узбойу не выходила в Каспийское море.
В 1980-е годы ученый И.Н. Хлопин был заинтересован о проблеме впадения реки Амударьи в Каспийское море. В 1983 году в Ашхабаде на русском языке вышла его книга «Историческая география южных провинций Средней Азии». Ученый исследует мнения, высказанные античными авторами об Амударьи на протяжении V века, от Геродота до Страбона. И.Н.Хлопин заключает, что весьма возможно, что Белая река, которую Геродот, как полагал, впадала в Каспийское море, является не Узбоем, а рекой Этрек. Особенно важно, что, когда ученый обращается к этому вопросу, он описывает исторические сведения. Он дает обширную информацию о реке и местонахождении ранних племен, живших на территории страны. Академик В.В. Бартольд в своей работе главным образом раскрыл влияние реки Амударьи на экономическую жизнь.
Авторы древности упоминали в своих произведениях, что река Амударья впадает в Каспийское море. Этими писателями были греко-римские, китайские, древнеиранские писатели, глубоко интересовавшиеся изучением туркменских земель. Ни один из этих ученых не был в Средней Азии. Но они были людьми того времени, они брали необходимую информацию от своих современников, участвовавших в военных маршах, и писали на их основе. Поэтому в их работе возникают противоречия и неточности. Но все эти авторы в своих работах отмечали, что в Каспийское море впадает большая река. Во многих исторических источниках упоминается, что этой крупной рекой могут быть маловодные и пересыхающие летом реки Теджен, Мургап, Этрек, Гурген. Но это невозможно, потому что единственная река, которая может целый год доставлять свою обильную воду в Каспийское море, — это Амударья.
После арабских войн имеется много сведений о реке Аму, впадающей в Каспийское море. В творчестве почти всех средневековых писателей эта проблема очевидна. Но, как и античные писатели, они не сумели представить нашу природу и оставили после себя неточные и противоречивые сведения. Во всяком случае, древний поток Узбоя не должен был быть разрушен в те времена. Потому что в том направлении река текла на запад. В 16 веке высохли Сарыгамыш и Дерьялик. Вода реки Амударья снижается вниз по течению, что приводит к изменению русла реки в сторону Арала.
Исторически на основании результатов геоморфологов, географов и новых археологических данных доказано, что притоки реки Амударьи Сарыгамыш (Довданс и Дерьялык) орошали Тюнедерью-Узбой. Начиная с периода нового каменного века (неолита) (VI тысячелетие до н.э.) и на протяжении IV-V, XII-XV веков нашей эры, жители этого места торговали и создавали культуры по своему усмотрению. Информация об этом сохранилась в письменных источниках. Известный хорезмийский ученый Абу Рейхан Бируни также упоминал, что Тюнедарья-Узбой была затоплена еще в начале тысячелетия до нашей эры. Берега Узбоя были в значительной степени освоены еще в древности. Каменные изделия и охотничьи орудия этого периода обнаружены по всему Узбойскому району. От средневекового караван-сарая Курдушбаба до памятника Акьяйла, расположенного в южной части плато Каплангир, там, где русло Узбоя поворачивает на северо-запад, обнаружено 28 поселений первобытных людей. В недавние исторические времена Амударья текла по Узбою только тогда, когда река впадает в озеро Сарыгамыш и наполняется водой.
В средние века вдоль побережья Узбоя проходили караванные пути. Вдоль важнейших путей верхнего и среднего течения Узбоя строились караван-сараи с крупными укреплениями. Караван-сараи Довгала, Ортагуй, Талайханата, Куртушбаба и Акяйла на берегу Узбоя выстроены цепочкой с севера на юг. Информация об этом А.М. Коншин, В.А. Обручев, С.П. Толстов, Н.Н. Вахтурскиний, О.А. Вишневского и Х. Юсупова широко описано в их работах.
Библиографический список
- Бартольд В.В. По следам Хорезмской цивилизации. – С-ПБ., 1922.
- Толстов С. П. Низовья Аму-Дарьи, Сарикамиш, Узбой. История формирования и заселения. М, 1960.
- Хлопин И.Н. Историческая география южных областей Средней Азии. – Ашхабад, 1983
- Ýusubow H. Tünüderýanyň syrly wakalary. // Garagum. 2014. № 4.