Площадь, занимаемая Марыйским оазисом в XIX веке, составляет 7907 км², а его северная часть граничит с песчаными отложениями пустыни Каракумы. Эти песчаные дюны называются Чебшекьяп.
Британский путешественник Дж. Эббот проезжал мимо Мары в 1840 году по пути из Мeшхеда в Бухару. По его словам: «Тазе Мары расположен вдоль реки Караяб, притока реки Мургап. Город состоял из тысяч домов с сырцовыми крышами и черных домов. Через город протекает река, разделяющая его на две равные части. Двор правителя оазиса Ньязмухаммет-бая располагался на юге города. Семья Хакима жила в белых домах внутри вольера.
На берегу реки располагался двор Мауланы Абдирахмана, религиозного наставника туркмен. Недалеко от него располагались дома и медресе его сыновей. Абдирахман – видный религиозный представитель туркменского народа, живший в XIX веке. Он руководил туркменскими племенами с религиозной проповедью в оазисе Мары. Поэтому туркмены называли его пир, представитель муршита Шейхуссалама, наставник учеников.
Наставник Абдырахман – человек, активно участвовавший в борьбе туркмен за освобождения от гражданства соседних стран. Человек, который заботился о туркменских племенах, совместно живших в оазисе. Наставник Абдирахман и его сыновья также принимали активное участие в важных общественных работах, таких как просвещение жителей оазиса.
Английский путешественник Александр Борнс, проезжавший через Новый Мары в 1832 году, также называл это место деревней Ходжа Абдилла. Эта деревня находится на правом берегу реки. На левом берегу реки находится наместнический форт, назначенный Хивой.
В 1840-х годах обостряется конфликт между жителями оазиса и королем Хивы. Потому что налоги, взимаемые Хивинским ханом с жителей оазиса, и действия местного правителя вызывают недовольство народа. В 1843 году, с убийством ханского представителя в оазисе Ниязмухаммет-бая, кровопролитные войны в оазисе приобрели более широкий размах. Ниязмухаммет Бай — представитель Хивинского хана в Марыйском оазисе. Он родственник хивинского хана Аллагулы-хана. Он правил оазисом в 1825-1843 годах. Часть населения вынуждена переселиться в оазис Сары под руководством Ораз яглы. Однако политика Хивинского хана в отношении туркменских племен, проживавших в оазисе, не ослабла. Его непрекращающиеся набеги приводят к консолидации туркменских племен, проживающих в оазисе, и сильному сопротивлению Хивинскому государству. Так, походы хивинского хана Мухаммеда Эмина в Марыйский оазис в 1854-1855 годах закончились его убийством в Серахсе.
Однако с упадком влияния Хивинского государства в оазисе, царь Ирана начал притеснять народ, живший в Мары и Серахсе, чтобы усилить там свое влияние. Поэтому в 1857-1859 гг. часть текинцев проживала в оазисе. Племя текинских туркмен были вынуждены переселиться в Марыйский оазис под предводительством Гошут-хана. Они просили местное население выделить им землю в оазисе. Но сарыки, составляющие большинство населения, проживающего в оазисе, не были согласны с таким положением и были вынуждены переселиться в оазисы Елотен и Пенди. Они живут там с частью племенами салоры и эрсары. Племя теке селятся в Марыйском оазисе вместе с бурказами, салорами и агарами.
В 1861 году, после нападения туркмен на пришедшую в оазис иранскую армию, у народа появилась возможность мирно трудиться. Добившись единства народа, талантливый полководец Говшут-хан провозглашает независимость оазиса. Ему удалось добиться признания этой независимости от соседних стран. После этого население озабочено тем, чтобы жить мирно и дружно. Ирригационная система, разрушенная войной, восстанавливается. Чтобы полностью обеспечить оазис водой, на реке Мургап восстанавливается Гошутбентская водоочистная станция.
Хотя город Мары экономически и культурно деградировал из-за войн соседних стран, он не утратил своей роли оазиса. Хотя жители города были вынуждены в некоторой степени изменить свое древнее место из-за войн, усилиями местного населения город был вновь восстановлен. В 1861 году французский офицер Анри де Гулибеф де Блоквиль, участвовавший в походе к оазису Мары с иранской армией и попавший в плен к туркменам, в своих воспоминаниях говорил: «Город Мары окружает крепкая стена, это сделан из глины и сырцового кирпича, а стены замка укреплены фальшбортами, и по каменному стены которые были закопаны глубоко.
Что касается внутреннего устройства города, он сказал: “В городе около 30 тысяч домов. Его вертикально прорезает приток реки Мургап, отделяющейся от Мерва и Елотена, и называется Караяп… Внутри замка можно увидеть глинобитные дома, остатки стен с основанием из жженого кирпича, верх из которых были сложены из сырцового кирпича, и стены мест, превращенные туркменами в загоны для скота – отмечает он.
После того, как город был полностью построен в 1873 году, туркмены назвали его Говшутхангала. Потому что укреплением крепости руководил Говшут-хан, который очень ценил положение города в оазисе. Он был полностью убежден, что по мере роста городского населения оазис можно будет снабжать самыми разными товарами. Ведь он понимал, что город должен быть центром административного и экономического управления народа, получившего автономию. Учитывая рост населения, Гошут-хан расширяет стены крепости.
Библиографический список
- Язлыев Ч. Туркменская сельская община. А.: Ылым, 1992.
- Gulibef de Blokwil. Türkmenleriňkide ýesirlikde. A, 1992.
- Durdy Hajymyrat. Molla Töre ahun. A, 1996.
- Täjow A. Mary XIX asyrda // Türkmen arhiwi. 1994. № 1-2.