ОБЫЧАИ ТУРКМЕН И ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛУНЫ И ЗВЕЗД

Перделиева Махри1, Бердиева Огулбагт2
1Туркменский государственный университет имени Махтумкули, преподаватель, кандидат исторических наук
2Туркменский государственный университет имени Махтумкули, студент

Аннотация
В данной статье описывается место луны и звезды в туркменских традициях. Туркменский народ преуспел в различных отраслях науки, в том числе: астрологии, геометрии, астрономия, составление гороскопа и др. Туркмены использовали науку в сельском хозяйстве, животноводстве или при любых новых начинаниях.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Перделиева М., Бердиева О. Обычаи туркмен и изображения луны и звезд // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/05/102141 (дата обращения: 23.05.2025).

Туркменский народ на протяжении многих столетий вносил огромный вклад в развитие мировой культуры. Культ Луны был широко распространен в Туркменистане бронзового века. Информацию об этом дают печати с изображением трехглавого дракона и змеи на полумесяце, найденные в Южном Туркменистане, особенно в памятнике Алтындепе, а также голова быка с полумесяцем на лбу. Ученые связывают этот культ с древними культами Востока. Находка головы быка с луной на лбу подтверждает эту связь. Это помогает понять значение этого астрального символа. В древней мифологии Востока бык выступает как бог полумесяца. Согласно этой концепции считалось, что все планеты и звезды вращаются вокруг Луны. Полумесяц — символ Нанны (небесного быка), а звезды — символ ее дочери Инанны, Иштар (Венеры). Из вещей, которые следует отметить, это то, что в древности и даже в средние века в Нисе находился храм Нанаи. В зороастрийской Библии – Авесте упоминается Инанна (Наная), Анахиз (Анахита) и является Богом жизни и обильного плодородия. Статуэтки Богородицы встречаются во всех древних памятниках Туркменистана. Следует отметить, что туркмены до сих пор называют этими именами своих матерей и бабушек (нэнне, нене, нене, ана).

Помимо некоторых суеверий, связанных с луной, солнцем или звездами, они создали поэтические мифы, вошедшие в фольклор. Туркменские поэты, связанные с этими небесными светилами, писали стихи, а их предки оставили истории и изречения своих предков, основанные на богатом опыте.

Было бы весьма справедливо считать древность  суеверии и народного творчество на равных правах.  Через суеверия мы можем в определенной степени увидеть, как люди в прошлом охотились, смотрели на огонь, Луну, Солнце, звезды, явления природы, занимались земледелием, соблюдали правила гигиены, занимались медициной.

Туркменский народ имеет богатую историю, насчитывающую тысячи лет. Его мудрость, радость, печаль, тоска, словом, судьба народа – в той истории. Озабоченность судьбой свойственна каждому человеку, равно как и зацикленность на собственной истории. Они думали, что судьба человека, рожденного под звездами, лежит. В результате возникает желание выяснить влияние Луны и Солнца на жизнь человека.

Золотая голова быка, найденная в храме в Алтындепе, свидетельствует о том, что здание в этом древнем памятнике городского типа было храмом бога Луны. Об этом наглядно свидетельствует находка фрагментов серповидной мозаики, а также отсутствие других культовых знаков и символов во всем комплексе памятников. Археолог В. М. Массон пишет по этому поводу: «…наличие символа Луны на голове быка, найденного в Алтындепе, и находка другой эмблемы Луны, расположенной в том же комплексе памятников, в данном случае позволяют предположить, что символ наш небесный бык является Богом Луны. Этому богу типа Нанна-Сина в Южном Туркменистане, возможно, был посвящен комплекс культовых сооружений со зданием типа зиккурата Алтындепе.

Пока неизвестно, в какой период слились культы Луны и Солнца. Возможно, это связано с утверждением на территории Туркменистана новой религии – зороастризма, поскольку в основе этой религии лежат принципы дуализма. Новый символ (луна и звезда-солнце) олицетворял не только ночь и день, свет и целостность, но также концепции левого (Солнца) и правого (Полумесяца).

Следует отметить, что, хотя символ луны остается неизменным, символ солнца усложняется в позднем бронзовом веке. Два креста объединяются, образуя одну и ту же «восьмиконечную звезду» или восьмиугольник, популярный на Востоке. Примечательно также, что у скифов, предков туркмен, была пятиконечная звезда. Что это значит, до сих пор остается предметом споров.

Восьмиугольную звезду отмечали в Хорезме еще в древности. Он используется для обозначения Сиявуша, символа дня. С помощью такой звезды переносился образ Бога тюркского народа. Еще в парфянские времена использовались изображения «звезды» и «полумесяца». На многих монетах парфянских царей распространены символы полумесяца и восьмиконечной звезды.

Таким образом, Полумесяц и Звезда являются древними символами туркмен. Представление о том, что эти символы пришли в Среднюю Азию, включая Туркменистан, из Восточной Азии через ислам, ошибочно. Уже в 1913 году учёный Ю. И. Смирнов предполагает, что образ Полумесяца был царским символом туркмен Малой Азии. Профессор В. Томсен придерживался идеи, что полуформа луны существовала в тюркских обществах еще до ислама. Академик В. В. Бартольд не возражал против этих предположений, приведя в пример флаг османов с изображением красного полумесяца. Как он пишет: «В любом случае, как религиозный символ, хадж так же важен для мечетей, как и для христианских церквей, не для ислама в целом, а для османского ислама в частности.»

В период развития культа Луны и Солнца многие фигурки, найденные в городских памятниках, таких как Алтындепе и Намазгадепе, в основном изображали женские фигуры. Потому что в то время, когда материнская линия уступила место отцовской, общество верило, что Луна — женское божество, а Солнце — мужское божество, и изготавливали фигурки, принадлежавшие им обоим.


Библиографический список
  1. Массон В.М. Алтын-депе. Тр. ЮТАКЭ. т. XVIII. Ашхабад, 1981.
  2. Гундогдыев О. Звезда и полумесяц // Вечерний Ашгабад. – 1996. 17 февраль.
  3. Кошеленко Г.А. Культура Парфии. – М., 1966
  4. Annaýew D. B. Siwilizasiýa we gadymy döwürde dörän türkmen milli medeniýetindäki ösüşler // Beýik Galkynyş eýýamynyň batly gadamlary. – A.: Ylym, 2011.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: