Исторически сложилось, что отношения предпринимательства и государства в нашей стране довольно непростые. Если углубиться в историю, то до 1917 г. предпринимательство было в форме концессионных соглашений между государством и предпринимателями, иными словами – частный сектор привлекался к оказанию услуг государства на взаимовыгодных условиях.
Октябрьская революция 1917 г. запретила предпринимательскую деятельность. В 1922 г. в Гражданском кодексе РСФСР было закреплено частичное разрешение на осуществление предпринимательской деятельности, но ровно до 30-ых гг. [1].
Изменение экономической системы (с плановой экономики на рыночную) в 90-х гг. XX в. повлекло за собой появление «предпринимательтсва».
Предпринимательство – инициативная самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность физического лица или группы лиц по управлению и использованию общего имущества в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных или нематериальных благ с целью получения коммерческой выгоды [2].
На сегодняшний день в реальных условиях рыночной экономики предпринимательство играет ключевое значение. Основополагающим правовым аспектом предпринимательства является ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3]. Рассмотрев данный нормативно-правовой акт можно выделить ряд ключевых положительных моментов:
- Роль государства заключается в поддержке предпринимателей.
- Поддержка заключается в экономических отношениях, таких как субсидиях, грантах, выгодных кредитных условия и т.д.
- Возможное предоставление налоговых льгот, снижение таможенных платежей, информационной поддержки (консультации) и предоставление других «бонусов» для развития предпринимательства в России.
Но правовое регулирование предпринимательской деятельности в себе отражает не только позитивные моменты, но и негативные. Один из ярких примеров негативного момента – большое количество налоговых отчетов, самих налогов и сопутствующих при этом проверках.
В доказательство этого стоит привести факт принятия ФЗ № 303 от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налога и сборах», в следствии чего было повышение НДС до 20% [4].
Данный факт привел увеличения стоимости для конечных потребителей на ряд товаров.
Это свидетельствует о том, что налоговая политика государства в части увеличения размера налогов идет вразрез с интересом предпринимательства, что способствует затуханию деловой активности.
Следующая актуальная проблема развития правовых отношений предпринимательства и государства является наличия административных барьеров. Ниже приведен ряд административных барьеров [5]:
- Ограничения при получении разрешения на ведение предпринимательской деятельности – получение лицензий, регистрация субъекта бизнеса, согласование проектной документации с органами государственной власти.
- Административные препятствия, возникающие из-за пробелов в законодательстве, регулирующем отношения в сфере развития малого предпринимательства.
- Различные барьеры при продаже и поступлении определенных товаров на рынок – квотирование объемов закупок, маркировка и сертификация продукции.
- Нормативные ограничения в процессе осуществления предпринимательской деятельности – излишние условия государственного надзора.
Кроме того, получение от государства поддержки – не самый простой процесс.
Данная сложившаяся обстановка в сфере правового регулирования предпринимательства в России сложила в себе определенные особенности в частном секторе. Предприниматели в России намного эффективнее приспосабливаются, к внешне негативной среде, которая складывается в политической и экономической сфере жизнедеятельности.
Но несмотря на приспосабливание российских предпринимателей к сложившемуся правовому регулированию, данный аспект обострил следующий ряд проблем – монополия на рынке, инфляция, рост цен на фоне роста доходов и безработица населения, отсутствия имиджа отечественного бизнеса на международном рынке [6].
Для того чтобы решить поставленные проблемы, необходимо кардинально изменить подход к предпринимательству. Необходимо создать условия, преимущественно правовые, для ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна заключаться, в создании стимулов для развития конкурентоспособности в сфере предпринимательства, учитывать возможные отраслевые, географические и исторические особенности, а также зарубежный опыт. Еще одним важным направлением будет являться деятельность, связанная с более совершенным правовым воздействием и повышением правовой культуры населения.
Поднимая тему проблем и перспектив развития предпринимательства, стоит сказать, что в России за определенный промежуток времени указанным феноменам уделялось наибольшее внимание, что во многом связанно с введением санкций, которые были адресованы нашему государству со стороны западных партнеров. Однако, сложившаяся ситуация не только не смогла даже незначительно повлиять на развитие отечественного предпринимательство, в худшую сторону, но и даже заставила скорейшем образом адаптироваться к условиям, приводя к постепенному восстановлению и развитию.
Сделать объективный вывод по исследуемой проблеме довольно сложно. Сама специфика предпринимательства заключается в высоких рисках и огромно количестве нюансов. И одни из очень серьезных нюансов заключается в правовом регулировании данной сферы деятельности. На основе изученных источников и своего собственного экспертного мнения был составлен следующий вывод – правовое регулирование предпринимательство в России имеет циклическую форму, когда происходит большое напряжение между государством и бизнесом принимаются меры и решения на высших уровнях по стабилизации и улучшения отношений (например, сокращения налоговых проверок, целевое финансирование), после стабилизации происходит цикл на ухудшения данных отношений и, следовательно, цикл повторяется.
Библиографический список
- Берегова А.Л. Публичное и частное в предпринимательском праве. Экономика. Право. Общество. 2020.
- Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/economics/text/3175307 (дата обращения: 09.11.2022).
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 09.11.2022). (3)
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 03 августа 2018 г. № 303-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304084/ (дата обращения: 09.11.2022).
- Сафонова С.А. Актуальные проблемы нормативно-правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности. Актуальные вопросы юридических наук. 2021.
- Старцева С.В. Мусина О.В. Правовое регулирование предпринимательства в России. Международный научно-исследовательский журнал. 2022.