Дистанционная форма обучения в школе имеет место быть при эпидемиях местного, российского, так и мирового уровней. Так, сейчас в мире активно нарастает пандемия короновируса и все образовательные учреждения (школы, техникумы, вузы) вынуждены перейти на режим дистанционного обучения. Все лекционные и практические занятия переносят в электронную среду.
Дистанционное обучение – вид обучения, предполагающий в основном опосредованное взаимодействие преподавателя и обучающихся с использованием информационных и коммуникационных технологий, который направлен на усвоение стандарта знаний, умений и навыков (ЗУН), согласованных сторонами процесса обучения [1].
Такая форма обучения имеет свои плюсы и минусы. Для начала рассмотрим школьную среду:
1) Возможность обучаться в любое время;
2) Возможность обучаться в своем темпе;
3) Больше свободного времени для проведения его с семьей и друзьями.
- Свобода действий. Говоря о школьном дистанционном обучении, среди минусов зачастую выделяют полную свободу действий. Действительно, если за ребенком не следить – он, вполне вероятно, вообще забросит учебу. Интернет-семинар контролировать крайне трудно;
1) Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности;
2) Недостаток практических знаний;
3) Плохое оборудование для организации дистанционного обучения.
Как показывает практика, внедрение дистанционного обучения в сферу профессионального и высшего образования происходит более «безболезненно». Студентов проще замотивировать и у них лучше развита самодисциплина. Для некоторых из них особенно важно личное пространство, свобода действий и самостоятельный выбор времени для обучения. Рассмотрим основные достоинства дистанционного обучения в сфере высшего образования:
1) возможность получить образование вне зависимости от геолокации;
2) охват узкой предметной области;
3) возможность организации дискуссий, групповых работ, совместных проектов;
5) возможность совмещения обучения с основной деятельностью;
6) высокое качество учебных материалов.
Наряду с плюсами дистанционного обучения в вузах, есть и существенные недостатки: например, традиционное обучение наиболее эффективное в плане получения практических навык, особенно каких-то технических специальностей, где обучающиеся взаимодействуют между собой и преподавателем, который сразу и наглядно может объяснить то или иное учебное действие. Помимо этого, дистанционного обучение всё же не развивает коммуникабельные способности студента, что особенно необходимо на гуманитарных направлениях [2].
В настоящее время дистанционное обучение развивается преимущественно в сфере технического образования, что связано, во-первых, со сложно формализуемым характером учебного материала гуманитарных дисциплин и, во-вторых, с большей компетентностью научного и педагогического персонала технических учебных заведений в вопросах использования новых информационных и коммуникационных средств и современного программного обеспечения. В сфере же гуманитарного образования делаются только первые шаги в исследуемом направлении. Основной проблемой в развитии данного направления является несоответствие возможностей индивидуализации образования в современной информационной среде и практического уровня развития дистанционного обучения в сфере гуманитарного образования.
Таким образом, дистанционного обучение приходит на помощь школам и вузам в сложные глобальные проблемы, например, в пандемию. Однако оно ни в коем случае не может навсегда заменить традиционное обучения, которое на сегодняшний день до сих пор является самым эффективным.
Библиографический список
- Дистанционные технологии в дошкольном образовании: опыт и перспективы развития / Н.В. Федина, И.В. Бурмыкина, Л.М. Звезда и др. ; Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – 236 с.
- Информационные технологии в образовании : учебное пособие / сост. В.В. Журавлев ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2014. – 102 с.
- Нагаева, И.А. Дистанционные образовательные технологии в современном образовании : монография / И.А. Нагаева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 159 с.