Учитель постоянно создаёт сам себя. Культура самовоспитания учителя есть основание культуры самовоспитания учащихся. Культура самовоспитания личности связана с пониманием философии жизни, с человекознанием, со знанием законов существования всего живого на Земле, таких как:
1) Закон сосуществования, напоминающий человеку о том, что всё живое связано между собой и существует благодаря другим живым существам;
2) Закон равновесия — всё живое существует на грани жизни и смерти, а высшее благо во всем мире благ есть жизнь;
3) Закон активности, направленности жизни и др.
Самовоспитание, самообразование, самопознание и самосовершенствование — органическая часть, которая никогда не может отсутствовать в деятельности педагога. Эти процессы требуют от учителя осознания своего Я: Я — личностного, Я — педагогического, Я — этического, Я — социального. Для успешного протекания этих процессов необходимы нравственная готовность, соответствующее волевое развитие, а также знание путей, приёмов, способов осуществления названных процессов.
Методика самопознания включает три основные пути:
1) связь результатов деятельности с имеющимися положительными и отрицательными качествами;
2) сравнение себя с другими людьми;
3) сопоставление мнения о себе других людей с собственными представлениями о себе.
К основным приёмам самопознания можно отнести самонаблюдение, самокритику, самоанализ.
Для формирования навыков самонаблюдения используют следующие приемы:
а) самоопрос;
б) воспоминание, сравнение того, что запомнилось, с записями в дневнике, воспоминаниями других;
в) самоанкетирование;
г) сопоставление;
д) воображаемое повторение прошедшего.
Самокритика — обработка результатов самонаблюдения с помощью методов анализа и самооценки. В основе самокритики лежит развитое мышление.
При самоанализе самое главное — практические результаты своей деятельности: что сделано, можно ли было сделать больше, лучше, что этому помешало во мне самом, в чём виноваты другие.
К методам и приёмам работы над собой можно отнести следующие:
Самоубеждение — это всегда спор с собой, анализ разных путей и средств достижения поставленной цели, выбор варианта поведения.
Самовнушение — воздействие словом на свою психику без всякого критического анализа идеи, без сопротивления чужому мнению. Мысль принимается за веру.
Аутотренинг — основной метод самоуправления поведением, обеспечивающий развитие сил и способностей. Приёмы аутотренинга строятся на синтезе интеллектуального, физического и волевого самоуправления деятельностью и поведением.
Организация самовоспитания связана с постановкой целей, задач, выработкой конкретных норм, требований, правил, адресованных себе, а также с составлением личностной программы роста.
В выработке такой программы может помочь методика, разработанная известным изобретателем, инженером и педагогом Г.С.Альтшуллером. Решая многочисленные инженерные задачи, учёный пришёл к выводу о необходимости включать в план чисто технических разработок нравственный компонент, ставя его на первое место. Изобретатель обязательно должен “очеловечить” свою работу, видя в ней определённый этап достижения своей личной сверхзадачи.
В четырнадцатилетнем возрасте будущий знаменитый академик О.Ю.Шмидт составил план своей жизни. В нём было подробно записано, какие книги нужно прочитать, какими науками овладеть, какие проблемы решить, как развиваться физически. Юноша подсчитал: для выполнения этой программы ему понадобится 900 лет! Шмидт “ужал” программу — опять немыслимый результат: 500. Сократил еще — получил 150. Распланировав всю жизнь по минутам, работая на пределе, учёный к концу жизни выполнил почти всю сто пятидесятилетнюю программу.
Л.Н.Толстой обладал замечательной способностью самонаблюдения. “Постоянные упражнения в этом, тонкий анализ собственных психических процессов и состояний, – пишет Н.Г.Чернышевский, – позволили Льву Николаевичу полно и реалистично изобразить психологию разных людей”. Н.Г.Чернышевский отмечает, что тот, “кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей”. Эта мысль Н.Г.Чернышевского относится не только к писателю, художнику, создающему литературные образы, но и к учителю.
Самонаблюдение и самоконтроль не должны быть эпизодическими. Важно, чтобы учитель анализировал сдвиги в самовоспитании в течение определённого времени. Поэтому результаты работы над собой полезно фиксировать. Так, Л.Н.Толстой пишет в своём дневнике, что глубокий анализ достигнутых результатов нередко вынуждает человека признать недостаточность своих волевых усилий для достижения поставленных целей и отсутствие собранности. Собранность же можно воспитать, планируя работу на год, месяц, день и час.
Известны правила, составленные К.Д.Ушинским для себя:
— спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее;
— прямота в словах и поступках;
— обдуманность действий;
— решительность;
— не говорить о себе без нужды ни единого слова;
— не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится;
— издерживать только на необходимое и приятное, а не по страсти издерживать;
— каждый вечер добросовестно давать отчёт в своих поступках;
— ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Выработка правил может предшествовать этапу активной работы человека над собой. Успех дела в самовоспитании решают волевые, целеустремленные усилия, обеспечивающие самонаблюдение и систематическое самопобуждение.
Только самосозидающийся учитель может научить самосозиданию и самосовершенствованию ученика. От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося.
Библиографический список
- Громкова М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. Высшее образование в России. – 2018. -№4.
- Климов Е.А. О некоторых психологических составляющих педагогического труда // ВМУ. Сер. 20 Педагогическое образование. 2016 – №2. – С. 13.