Основу государственного механизма по регулированию легального оборота наркотических средств и психотропных веществ составляют положения Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” [1]
В соответствии с названным Федеральным законом и Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”[2] Правительством РФ также утверждено Положение о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. [3]
Лицензией Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ именует специальное разрешение, дающее право осуществлять какой-либо конкретный вид деятельности. Лицензирование же представляет собой деятельность, которую осуществляют лицензирующие органы.
Содержанием указанной деятельности являются: предоставление и переоформление соответствующей лицензии, продление срока действия лицензии, в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, приостановление и прекращение действия лицензии, и иные действия, связанные с режимом лицензирования и осуществлением лицензионного контроля. Лицензирование опирается на соответствующие нормативные предписания, устанавливающие основания лицензирования, процедуру проведения лицензирования и регулирующие иные вопросы.
Таким образом, применительно к рассматриваемой сфере можно говорить о правовом институте лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Указанный правовой институт призван регламентировать как внутриорганизационные отношения в деятельности лицензирующих органов, а так и отношения между лицензирующими органами и субъектами, по характеру своей деятельности имеющими необходимость использовать наркотические средства и психотропные вещества, а следовательно и нуждающимися в получении соответствующего разрешения от компетентных органов.
Упомянутым выше Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений в качестве лицензирующих органов в рассматриваемой сфере Правительством РФ утверждены:
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Положением также определены предметы ведения Росздравнадзора и его территориальных подразделений, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В целях реализации функций органов исполнительной власти субъектов Федерации в области лицензирования такого рода деятельности Минздравом РФ утвержден Административный регламент Административный регламент по предоставлению указанной услуги органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. [4]
Указанным Административным регламентом определяется процедура лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которая осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, Административным регламентом устанавливается предмет услуги и круг субъектов, выступающих в качестве заявителей о предоставлении данной государственной услуги. Регламентом также устанавливается перечень документов, необходимых для получения лицензии, которые ее соискатель должен направить либо непосредственно представить в лицензирующий орган.
Так, к заявителям отнесены, в частности, организации (кроме подведомственных федеральным органам исполнительной власти), которые осуществляют либо намереваются заниматься деятельностью, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Перечень документов, необходимых соискателю для получения лицензии, носит исчерпывающий характер. К указанным документам относятся следующие:
- во-первых, заявление о предоставлении лицензии по форме, которая установлена соответствующим органом исполнительной власти, выполняющем функции по предоставлению данной услуги;
- во-вторых, копии документов о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или иных законных основаниях земельных участков, помещений и оборудования, которые являются необходимыми для осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и соответствуют установленным нормативам;
- в третьих, сведения о соответствующей профессиональной подготовке руководителя юридического лица или подразделения юридического лица при осуществлении оборота наркотических средств и психотропных веществ;
- в-четвертых, документы об отсутствии заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом у сотрудников, которые в силу служебных обязанностей должны иметь доступ к наркотическим средствам и психотропным веществам;
- в-пятых, копии документов об образовании сотрудников, которые осуществляют деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также о квалификации фармацевтических и медицинских работников;
- в-шестых, опись документов, которые прилагаются к заявлению о получении лицензии.
После поступления лицензии Регламент предусматривает проведение соответствующих административных процедур, подлежащих документированному учету. Так, поступившее в соответствующий орган исполнительной власти заявление о предоставлении лицензии подлежит обязательной регистрации в течение одного рабочего дня с даты их получения. В целом административные процедуры включают в себя проверку соискателя лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ на соответствие требованиям, которые установлены законодательством, регламентирующим оборот в указанной сфере. Результатом рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов является принятие лицензирующим органом одного из двух видов решений:
- решения о предоставлении лицензии;
- решения об отказе в предоставлении лицензии.
Решение о предоставлении лицензии принимается в случае установления лицензирующим органом соответствия соискателя лицензии установленным законодательством требованиям. Решение же об отказе в предоставлении лицензии в принимается в следующих случаях:
- при наличии в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии или других документах недостоверной или искаженной информации;
- при установлении в ходе проверки несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) руководителя лицензирующего органа.
Таким образом, специфика лицензирования деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ заключаются в следующем:
- осуществляется специально уполномоченными государственными органами: Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- право осуществления каких-либо действий с наркотическими средствами и психотропными веществами может быть предоставлено только юридическим лицам.
Библиографический список
- Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2017) “О наркотических средствах и психотропных веществах” // Собрание законодательства РФ. – 1998. – N 2. – Ст. 219.
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 15.04.2019) “О лицензировании отдельных видов деятельности” // Собрание законодательства РФ. – 2011. – N 19. – Ст. 2716.
- Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085 (ред. от 04.07.2017) “О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений” // Собрание законодательства РФ. – 2012. – N 1. – Ст. 130.
- Приказ Минздрава России от 10.11.2017 N 908н”Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти)” // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.