В настоящее время большими темпами набирает популярность система получения дистанционного образования. Дистанционное обучение – от слова дистанция (на расстоянии), подразумевает, что обучающийся будет получать знания, умения и навыки, а так же самостоятельно формировать профессиональные компетенции с помощью телекоммуникационной техники (компьютерных технологий и сети Интернет).
Как правило, услуги получения дистанционного образования предоставляют высшие учебные заведения исключительно на коммерческой основе. Но действительно ли студент получает при этом образование? Вопрос достаточно неоднозначный. Дистанционная форма обучения – это, своего рода, вид заочного обучения, но при котором студенты вообще не посещают лекции, практические занятия, зачеты и экзамены, а прослушивают курс видео лекций и семинаров. [1.]
Экзамены и зачеты в такой системе проходят следующим образом:
1)ВУЗ высылает студенту электронный пакет заданий, которые необходимо выполнить в указанные программой сроки и отправить обратно. При этом вполне логично, но не правильно, будет использование различных информационных источников в качестве подспорья в выполнении заданий. Так же, что случается достаточно часто, студент и вовсе не будет выполнять эти задания самостоятельно, а наймет грамотного специалиста, который выполнит их за него. [3.]
2)ВУЗ проводит экзамен в режиме реального времени – онлайн контрольная работа. Но, достаточно часто от этого отказываются, так как при таком виде тестирования на каждое задание дается определенное время. При неудачном стечении обстоятельств – пропала сеть, не загрузилась страница или завис сайт – даже тот студент, который выполняет работу честно и добросовестно, может потерять немалое количество баллов, и, соответственно, получить не ту оценку, которую он заслуживает.
Таким образом, можно сделать первый вывод: дистанционное образование не гарантирует должное качество знаний, так как за студентом никто не наблюдает, и он может пользоваться подсказками, то есть «списывать».
С другой стороны, есть такая категория населения, которая в силу отдаленного географического месторасположения, не может позволить себе очную или заочную форму обучения. Таких граждан в нашей стране не очень много, но они есть и для них такая форма обучения является единственно возможной. [4.]
Также данный вид обучения подходит для тех, кто работает вахтовым методом, посменно день-ночь, находится в декретном отпуске или в отпуске по уходу за больным родственником. Возможность выполнения заданий в любое удобное для студента время, вероятно, самый значимый положительный аспект дистанционной формы обучения. [2.]
Очень часто случается так, что обучающийся не успевает за темпом своей группы, и оставляет большие пробелы в знаниях или, наоборот, идет слишком высокими темпами, и может осилить программу значительно быстрее своих одногруппников. Здесь тоже на помощь может прийти дистанционное образование, которое позволяет разбирать материал в том темпе, в котором усвоение знаний будет наиболее продуктивным.
Так же значительным плюсом является доступность обучающих материалов, как правило, в такой системе обучающийся имеет свой личный онлайн кабинет, где в открытом доступе имеются все учебники, задания, вопросы для подготовки и дидактический материал.
Дистанционное образование не бывает бюджетным, но его оплата выйдет все равно дешевле, чем очная или заочная формы обучения.
К достаточно серьезным минусам можно отнести лень. Самообучение одно из самых сложных, так как требует сильной мотивации и силы воли. Далеко не каждый способен поддерживать темп и регулярность обучения. Многим нужен кто-то «сверху». Тот, кто будет ставить рамки и сроки, в которые хочешь-не хочешь, а придется уложиться.
Дистанционное обучение далеко не всегда может дать практические навыки, особенно в получении технических, медицинских и педагогических специальностей, так как вообще не имеет раздела «практика».
Развитие коммуникабельности тоже не имеет отношения в дистанционной системе, потому что студент взаимодействует с компьютером, а не с человеком. Он не может выступать на семинарах, на практических занятиях, а следовательно, не может и развить навыков выступления перед незнакомой аудиторией.
Так же, несмотря на необходимость получения образования людьми, проживающими отдаленно в глубинках, далеко не каждый человек хорошо взаимодействует с компьютерной техникой и вообще готов учиться работать за компьютером.
Подводя итог, к плюсам можно отнести следующее: доступ образовательной среды даже в самые отдаленные уголки Российской Федерации; доступность по цене – образование в дистанционной системе значительно дешевле, нежели в других; возможность обучения в наиболее удобное для студента время; выполнение заданий с той скоростью, которую студент определяет для себя самостоятельно; доступность всех, предусмотренных программой обучения, материалов.
К минусам следует отнести: необходимость жесткого самоконтроля, для того чтобы самостоятельно и регулярно заниматься, отсутствие практических навыков, отсутствие возможности научиться грамотно и лаконично излагать свои мысли и взаимодействовать с незнакомой аудиторией; необходимость умения работать за компьютером еще до начала обучения в системе дистанционного образования; качество образования- такая система не может гарантировать получение качественных знаний, так как многие будут лукавить и «списывать», если вообще будут выполнять задания самостоятельно.
Каждый должен сам для себя решить, по какой системе он хотел бы получить высшее профессиональное образование, предварительно взвешивая все «за» и «против».
Библиографический список
- Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. -М.: МЭСИ, 1999. -196 с.
- Андреев А.А., Солдаткин В.И Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Путь к успеху. Международный форум «YEES-2012» –М.: НОУВОМТИ, 2012, -26-33 с.
- Климов А. Дистанционному обучению – дистанционный контроль–СПБ.: Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2007. – 30-34 с.
- Пьянников М. М. К вопросу о понятиях «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» – Чита.: ЗГУ, 2010 – 41-45 с.