Процесс физической подготовки баскетболистов-колясочников имеет видимые различия в сравнении с процессом физической подготовки обычных спортсменов. Отличия заключаются в том, что используемые в тренировочном процессе физические упражнения подразделяются не по группе мышц, а по исполнению двигательных, технических и тактических действий из разнообразных исходных положений: лежа или сидя на стуле, на скамье, в коляске, на мате, на тренажеры и т.д.
Основным отличием баскетбола на колясках от традиционного баскетбола, является то, что игроки не могут передвигаться на ногах, а только с помощью коляски. Баскетбольная коляска представляет собой единую составную систему тела игрока. При возникновении столкновения, блокировки, выхода коляски за границу игровой площадки и в случае других нарушений игрок несет полную ответственность за свои действия [3].
Каждому игроку присуждается классификация согласно его степени утраты работоспособности, а также по возможности выполнять конкретные двигательные действия. Данная система классификации была создана Международной федерацией баскетбола на колясках, которая представляет собой бальную шкалу от 1 до 4,5. Следовательно, в течение игры у команды на спортивной площадке невозможно допущение того факта, что суммарное значение всех играющих выходит за пределы 14 баллов [4].
Таким образом, в методику обучения баскетболу на колясках должны быть включены:
1) процесс развития ведущих двигательно-координационных качеств (силовая и скоростная выносливость, точность, быстрота, ловкость);
2) процесс изучения правил игры (факторы, касающиеся самой коляски, возможные нарушения, фолы, общие положения);
3) процесс обучения главенствующим техническим приемам (перемещения, защитные действия, ведение, подбор мяча с площадки, передачи, броски).
Цель исследования заключалась в определении педагогических условий организации процесса тренировок по баскетболу на колясках, а также в выявлении знаний правил игры в баскетбол.
Данная работа проводилось на базе физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) в городе Заинск, участниками которой были 12 спортсменов-колясочников в возрасте 28-35 лет.
Для реализации исследования и получения достоверных результатов были использованы следующие средства и методы: теоретический анализ методических рекомендаций и литературных источников, педагогическое наблюдение, опрос (беседа).
Чтобы определить уровень существующих знаний по правилам игры в баскетбол на колясках, среди участников был проведен тестовый опрос, в котором должны были ответить на ряд вопросов.
Таблица 1. Показатели полученных результатов
Вопросы |
Ответили верно |
Ответили неверно |
|
41,7% – 5 чел. |
58,3% – 7 чел. |
|
50% – 6 чел. |
50% – 6 чел. |
3. Что такое “фол”? |
41,6 % – 5 чел. |
58,4% – 7 чел. |
|
66,6% – 8 чел. |
33,4% – 4 чел. |
|
58, 3% – 7 чел. |
41,7% – 5 чел. |
|
25% – 3 чел. |
75% – 9 чел. |
|
33,4% – 4 чел. |
66,6% – 8 чел. |
|
75% – 9 чел. |
25% – 3 чел. |
|
16,6% – 2 чел. |
83,4% – 10 чел. |
|
33, 4% – 4 чел. |
66,6% – 8 чел. |
|
50% – 6 чел. |
50% – 6 чел. |
|
41,6% – 5 чел. |
58, 4% – 7 чел. |
Согласно результатам данного тестирования было выяснено, что лишь 50% полученных ответов были верными. Следовательно, для повышения уровня знаний по правилам игры в баскетбол у спортсменов-колясочников нужно проводить анализ и находить возможные решения в возникающих игровых вопросах или ситуациях во время тренировочной игры.
В заключении следует сказать, что полученные результаты свидетельствуют о результативности применения проведенного нами тестового опроса в вопросах повышения уровня знаний по баскетболу на колясках. Данная работа была направлена на создание наиболее благоприятных условий для формирования социально значимых личностных качеств и системы ценностей у спортсменов-инвалидов. Все эти моменты оказывают положительное влияние на процесс оздоровления и успешной социализации людей с ОВЗ в окружающем мире, которые в свою очередь способствуют развитию чувства общественной значимости, формированию мотивационных установок на достижения высокого результата, успеха и самосовершенствования.
Библиографический список
- Костюнина Л. И. Интеграция молодых инвалидов в спортивной жизни университета / Л. И. Костюнина, О. С. Макарова, А. А. Чунаев // Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы теории и практики спортивной медицины и физической реабилитации». – 2009. – 112-114 с.
- Портных Ю. И. Доступный каждому баскетбол. Пособие для спортсменов и тренеров / Ю. И Портных, С. Л. Фетисова, А. А. Несмеянов. – СПб.: «АНТТ_Принт», 2011. – 152 с.
- Царик А. В. Правила соревнований по паралимпийским видам спорта: cборник / сост. А. В. Царик. – М.: Советский спорт, 2011. – 240 с.
- Сладкова Н.А. Функциональная классификация в паралимпийском спорте / авт.-сост. Н. А. Сладкова. – М.: Советский спорт, 2011. – 160 с.
- Мутаева И.Ш., Денисенко Ю.П., Черняев А.А., Петров Р.Е. Применение восстановительных средств и миорелаксации при функциональных расстройствах опорно-двигательного аппарата спортсменов: монография / И.Ш. Мутаева, Ю.П. Денисенко, А.А. Черняев, Р.Е. Петров. – Ижевск: Издательство «Шелест», 2019. – 158 с.
Количество просмотров публикации: Please wait