Символизм – одно из направлений в искусстве, которое характеризовалось недосказанностью, мистицизмом, использованием различной символики и намеков. Символизм начал зарождаться в 1880-е года, когда одновременно с развитием промышленности происходит массовое увлечение мистицизмом: становится модным вызывать духов, обращаться за помощью к медиумам. Интерес к «тонкому миру» подхватили и приверженцы символизма [3].
Изначально данное направление зародилось во Франции и проявило себя в литературе. Одним из основоположников является поэт Шарль Бодлер (1821-1867), у которого после выхода сборника стихотворений «Цветы зла» оштрафовали за «нарушение общественных моральных норм» [2].
Затем символизм начал проявлять себя в музыке и изобразительном искусстве. Художники, работающие в данном стиле, стремились показать состояние души человека через мечты, фантазии и эмоции. Их задача состоялось не в том, чтобы преподносить зрителю готовый образ, а в том, чтобы обратиться к подсознанию людей, разбудить различные ассоциации в их головах, разговаривать с ними на языке иносказаний и аллегорий [2].
На самом деле, использование символов в искусстве было далеко не новым явлением, за много веков до 19-го столетия данный прием применялся в живописи – как светской, так и церковной. Однако, именно во второй половине 19 века символизм превращается не просто в один из художественных приемов, а занимает ведущее место в искусстве. Картины уже не просто содержат в себе намеки, картины превращаются в набор иносказаний. Искусство становится частью тайного мира, где зрителям предстояло разгадать тот самый мир [3].
Джордж Фредерик Уоттс (1817-1904), британский художник, считал своей главной задачей пробуждение прекрасного и истинного в зрителях через их воображение. К примеру, его картина «Жизнь и смерть» напоминает о быстротечности жизни, о красоте и побеждающей силе светлого чувства [1].
Рисунок 1 – «Жизнь и смерть», Джордж Фредерик Уоттс
Картины французского символиста Пьера Пюви де Шаванна (1824-1898) напоминали античные фрески, символически представляющие единство природной стихии и чувствующей человеческой душой. К примеру, одно из известных его полотен «Смерть и девушки», где на зеленом цветущем лугу веселятся юные девушки в светлых одеяниях, однако, они не замечают, что совсем рядом, за невысокой кучкой скошенной травы, лежит черная фигура с косой. Лишь одна из девушек увидела темный силуэт Смерти, только ее лицо скорее выражает задумчивость, нежели испуг. Повержена ли Смерть или только ждет удобного момента предстоит ответить самому зрителю, картины символистов не дают готовых ответов…[1]
Рисунок 2 – «Смерть и девушки», Пьер Пюви де Шаванн
Библиографический список
- Куминов А. С. Психоанализ символизма обыденной жизни; : Шико – М., 2005. – 208 c.
- Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX – начала XX века; Прогресс-традиция – М., 2012. – 696 c.
- Современное искусство: для тех, кто хочет всё успеть. – Москва: Издательство “Э”, 2017. – 128 с. – (Энциклопедия для быстрых знаний,).