Развитие системы социального партнерства в сфере образования является одним из важнейших направлений деятельности государства [1].
За последние годы существенно возрос потенциал социального партнерства в сфере образования как фактор, стабильно влияющий на повышение уровня профессиональных интересов и защиты социально-трудовых прав на локальном, территориальном, региональном и федеральном уровнях. Специфичность социального партнерства в сфере образования объясняется тем, что спрос на образовательные услуги и потребность в знаниях определяются изменениями структуры и уровня занятости населения [2].
Социальное партнерство—совместно распределенная деятельность представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности [3].
Социальное партнерство в сфере образования делится на следующие категории:
- партнерство внутри образовательной системы между социальными группами данной профессиональной общности;
- партнерство, в которое вступают работники образовательной системы, контактируя с представителями других сфер жизни общества;
- партнерство, которое инициирует образовательная система, делающая вклад в становление гражданского общества.
Участниками социального партнерства в сфере образования вступают большие и малые группы, то есть относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, которые складываются в рамках исторически определенного общества [4]. Например, партнерами могут быть государство, местное самоуправление, учебные заведения, коммерческий сектор, некоммерческие организации.
Государство – это партнер особого рода, который:
- выступает катализатором перемен в социально-экономической жизни;
- организационно и финансово поддерживает общественные инициативы, на которых основано партнерство;
- создает нормативные и законодательные условия для реализации инноваций, развития благотворительной деятельности, некоммерческого сектора, местного самоуправления;
- разрабатывает программы развития образования и социальной сферы и привлекает для их реализации местное самоуправление, некоммерческие организации и коммерческий сектор.
В свою очередь местное самоуправление:
- представляет интересы муниципального образования;
- обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов;
- контактирует с представителями бизнеса и общественными объединениями, заинтересованными в развитии муниципального образования.
С помощью высших учебных заведений, техникумов и колледжей:
- упрощается доступ к информации о рынке труда и образовательных услугах;
- обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов;
- упрощается процедура корректировки старых и разработки новых образовательных программ, отвечающих требованиям образовательным учреждениям и работодателей;
- открываются более широкие возможности для профессионального самоопределения выпускника;
- расширяются возможности трудоустройства выпускников.
Некоммерческий сектор
- предлагает новые идеи и решения, социальные и образовательные технологии;? привлекает к работе волонтеров;
- выражает интересы определенных групп населения;
- выдвигает новые ценностные ориентиры.
Коммерческий сектор предоставляет благотворительные пожертвования и возможность использовать профессионализм и опыт компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем.
Социальное партнерство – это социальное действие, которое основано на чувстве разделяемой ответственности за проблему и человеческой солидарности [1].
Основой социального партнерства вступает:
- заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;
- объединение усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации;
- компромиссное разрешение спорных вопросов;
- отсутствие государственного патерналистского характера власти;
- учет и контроль интересов каждого из партнеров.
На сегодняшний день требуется совершенствование структуры, управления и функционирования системой социального партнерства в сфере образования с учетом разграничения компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов России и федеральных органов исполнительной власти.
Библиографический список
- Киселева Е.С. Инновационная деятельность образовательных организаций на примере реализации социального партнерства // Вестник Мининского университета. 2015. №1 (9).
- Орехова Е.А., Ларина Е.Б. Институты социального партнерства как фактор инновационного развития в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. №2 (71).
- Прохорова М.П., Петровский А.М. Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования // Вестник евразийской науки. 2015. №5 (30).
- Симченко Н.А., Цёхла С.Ю., Романюк Е.В. Механизм социального партнерства институтов бизнеса, власти, образования и науки в обеспечении трудоустройства молодежи // Kant. 2017. №4 (25).