Концептуальное искусство – модное направление, возникшее в конце 60-х – начале 70-х годов 20 века. Художники-концептуалисты считают, что основная цель искусства заключается в передаче определенной мысли зрителями. Поэтому концептуализм вместил в себя разнообразные приемы: живопись и театральное действо, видеоряд и скульптуру. Это всё не столько стиль, сколько способ выражения [1].
Основоположниками концептуализма являются несколько имен, однако, точного ответа, кто является одним из первых основателем данного направления, ответа нету. Полагают, что Марсель Дюшан является прародителем концептуализма с его «реди-мейдами». Вспоминают и Ива Кляйна с его монохромами и обнаженными девицами, создавшими картины при помощи собственных тел… [1]
Большинство же искусствоведов считают одним из основоположников концептуального искусства является американец Джозеф Кошут. В 1969 году он написал эссе «Искусство после философии», в котором говорил о том, что важно создать не сколько произведение искусства, важнее разбираться в средствах, которыми пользуется художник, и определиться с его целями. Самая простая и одновременно самая известная инсталляция Кошута «Один и три стула» (1965г.). Данная инсталляция представляла собой стоящий у стены обычный стул, а рядом на стене висела фотография этого же самого стула и распечатка словарной статьи «стул». Здесь демонстрируется три стороны одного понятия: сам объект, его визуальный образ и идея [3].
Концептуализм немыслим без такого понятия, как «хеппенинг», которое в 1958 году ввел в употребление американский художник и историк искусства Аллан Капроу. Данный прием подразумевает под собой преодоление границ между художником и зрителями, то есть непосредственно вовлечь в процесс создания произведения [2].
Однако, самые первые хеппенинги появились раньше. За 6 лет до образования нового понятия композитор, философ и художник Джон Кейдж, который, читая лекции в колледже «Блэк Маунтин», пригласил своих приятелей – художника Роберта Раушенберга, хореографа Мерса Каннингема, которые помогли превратить культурное мероприятие в нечто захватывающее дух с непредсказуемыми поворотами [2].
Для того, чтобы в полной мере ознакомиться с концептуальным искусством, необходимо знать такое понятие, как «перформанс» (в перевод с англ. «исполнение, выступление»). В отличие от хеппенинга, где всё происходит непредсказуемо, перформанс строится по определенному сценарию и не предполагает обязательное участие зрителей [2].
Одним из самых популярных художников перформанса является Марина Абрамович, ее еще называют «бабушкой перформанса». В 1974 году она однажды предложила зрителями в течение нескольких часов делать с ее собственным телом всё, что вздумается. В качестве «инструментов» для участников было приготовлено 72 предмета – от безобидных игрушек до ножа и заряженного пистолета. Изначально всё шло безобидно, кто-то целовал, кто-то просто брал за руку или поворачивал, к третьему часу перформанса ее одежда была изрезана лезвиями, через час лезвия уже добрались и до ее кожи, даже додумывались надрезать ей горло и пить кровь. Большинство наблюдавших за происходящих вставали на защиту художницы. Так между зрителями развязалась драка, когда один мужчина приставил к виску Марины заряженный пистолет. Всё это страшно и провокационно, и заставляет задуматься [2].
Таким образом, концептуальное искусство – нечто, что всегда способно дотронуться до глубины души и подталкивает задуматься над теми или иными вещами…
Библиографический список
- Современное искусство: для тех, кто хочет всё успеть. – Москва: Издательство “Э”, 2017. – 128 с. – (Энциклопедия для быстрых знаний,).
- Ортега-и-Гассет Х. Искусство в настоящем и прошлом. – М.: Весь мир, 1997.
- Бобринская Е.А. Концептуализм. М.: Галарт. 1994.