Внеучебная деятельность – это неотъемлемая часть воспитательной работы учебного заведения, столь же приоритетная, как и учебная. Внеучебная работа осуществляется в свободное от учебных занятий время, обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста.
Целью внеучебной деятельности студентов в колледже является содействие в достижении поставленных задач в соответствии с программой подготовки специалиста среднего профессионального образования. Создание условий для достижения учащимися необходимого уровня социального опыта для общественной жизни и формирования системы определенных ценностей, работа, направленная на многостороннее развитие и социализацию каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, такой которая будет обеспечивать развитие интеллектуальных и социальных интересов студентов во время свободное от учебы, развитие здоровой личности, способной к творческому росту с высокой гражданской ответственностью и правовым сознанием, подготовленной к жизни в условиях современного мира, способной на общественно-значимую практическую активность, реализацию добровольных инициатив.
Внеучебная деятельность направлена на решение многих задач. Реализация таких задач должна повысить эффективность результатов общественного воспитания студентов.
Задачи внеучебной деятельности:
1) создание полноценной среды для творческого, интеллектуального, культурного общения, которое способствует самоопределению, самоутверждению и самореализации студентов;
2) привитие умений управления коллективом с использованием разных видов и форм студенческого самоуправления;
3) сохранение и приумножение традиций учебного заведения, преемственность в воспитании студентов;
4) создание условий для реализации научно-исследовательского потенциала студенчества (в том числе проведение молодежных студенческих конференций по научным, культурным и общественным проблемам современности);
5) создание дополнительных возможностей для самореализации и творческого развития каждого студента, формирование его индивидуальной образовательной траектории; личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение студентов;
6) воспитание высоконравственной личности, развитой духовно, способной к эффективной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения;
7) формирование у учащихся нравственных, духовных, культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
8) обеспечивать условия для создания ситуации успеха, необходимую для полноценного развития и психического здоровья47 студентов;
9) ориентация на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
10) совершенствование физического состояния, привитие потребности здорового образа жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению;
11) обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса, учебной и научной работы;
Основные направления внеучебной деятельности со студентами:
- организация работы творческих, физкультурно-спортивных объединений и коллективов, создание объединений студентов и преподавателей по интересам;
- организация творческих, спортивных, культурно-массовых, научных
мероприятий, организация досуга учащихся;
- организация гражданского и патриотического воспитания студентов;
- проведение работы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов;
- создание условий для дополнительной трудовой занятости студентов;
- организация научно-исследовательской работы учащихся во внеучебное время;
- содействие эффективной работе студенческих общественных организаций, коллективов и объединений;
- информационное обеспечение учащихся, помощь в развитии студенческих средств массовой информации;
- создание системы морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, которые принимают активное участие в организации внеучебной работы.
Во внеучебной деятельности могут применяться различные форматы для организации студентов. Формы организации студентов можно разделить в зависимости от способности решать воспитательные задачи. Разделить можно на общие и универсальные, приобретающие свою направленность в зависимости от цели и содержания (например, лекции, вечера, конкурсы), и специальные, которые отражают суть какого-то одного направления внеучебной работы и его задач. Другой возможный подход к построению классификации, который учитывал бы массовость студентов в виде форм, применяемых только в одной группе (этическая беседа, дискуссия, экскурсия) и используемые для потока, состоящего из нескольких групп (вечера, встречи, лекции и доклады, диспуты и т.д.).
Библиографический список
- Жоголева О.Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи: автореф. дисс. . канд. социологи. Тюмень, 2016. – 28 с.75
- Зайцева В.Ф. Организация воспитательной работы в техническом вузе // Высшее образование в России. 2017. – No 7. – С. 69 -72