В связи с нарастающей динамикой появления и развития новых заболеваний, необходимо налаживать международное сотрудничество и взаимодействие ведомств здравоохранения различных стран. Те заболевания, с которыми не способны справиться наши специалисты, в силу различных причин: нехватки необходимых медикаментов, современного оборудования и инновационных разработок, вполне могут излечить зарубежные специалисты, и тем самым спасти жизни наших граждан. Именно поэтому был разработан данный регламент.
Оплата расходов, связанных с лечением граждан России за пределами территории Российской Федерации, осуществляется из средств федерального бюджета. Лимит бюджетных обязательств бюджета РФ, запланированных на лечение за пределами территории Российской Федерации, вырос по сравнению с 2014 г. с 148,7 млн. руб. до 177,12 млн. руб. (2015 г. – 164,0 млн. руб., 2016 г. – 177,12 млн. руб., 2017 г. – 177,12 млн. руб., 2018 г. – 177,12 млн. руб.).
Государственная услуга – это услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов РФ или местными администрациями в рамках их компетенции.
Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнению бюджетных обязательств. [1].
Основными правовыми источниками, регулирующими вопрос о предоставлении данной государственной услуги, являются:
1) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” [2];
2) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” [3];
3) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” [4];
4) постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 “О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг” [5];
5) постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 “Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации” [6];
6) постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2008 г. N 72 “О порядке направления средств федерального бюджета на оплату расходов, связанных с лечением граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации” [7];
7) приказ Министерства от 24 сентября 2008 г. N 513н “Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации” [8];
8) приказ Министерства от 20 июля 2007 г. N 488 “Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий” [9].;
9) приказ Минздравсоцразвития России от 19.12.2011 N 1571н “Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета”. [10].
Административный регламент Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета определяет сроки и последовательность действий, а также порядок взаимодействия Министерства здравоохранения и социального развития РФ (далее – Министерство) с:
1) участвующими в оказании высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральными государственными бюджетными учреждениями
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения;
3) иностранными организациями, обеспечивающими услуги, связанные с лечением граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Заявителями на получение государственной услуги являются:
1) гражданин Российской Федерации, страдающий заболеванием, по поводу которого согласно рекомендации федерального медицинского учреждения следует проводить диагностику и/или лечение за пределами территории Российской Федерации (далее – пациент);
2) гражданин Российской Федерации, являющийся законным представителем пациента (далее – законный представитель пациента);
3) гражданин Российской Федерации, представляющий интересы пациента при предоставлении государственной услуги на основании доверенности, заверенной в установленном порядке (далее – доверенное лицо пациента).
Информирование о порядке предоставления государственной услуги осуществляется Министерством, а также многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг на основании соглашения (договора), заключенного с Министерством.
Информирование о порядке предоставления государственной услуги осуществляется в следующем порядке:
1) в форме ответов на письменные обращения граждан и организаций, поступающие в Министерство;
2) посредством размещения информации в федеральной государственной информационной системе Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (http://www.gosuslugi.ru);
3) посредством размещения информации, в том числе о графике приема граждан и номерах телефонов для справок (консультаций), на официальном Интернет-портале Министерства (http://www.minzdravsoc.ru);
4) посредством размещения на Интернет-портале Министерства и на информационных стендах, находящихся в приемной Министерства, справочных телефонов структурных подразделений Министерства, участвующих в предоставлении государственной услуги, текста Административного регламента и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги;
5) по телефонам справочной службы Министерства: 8 (495) 628-44-53, 8 (495) 628-44-52, 8 (495) 627-29-44;
6) в средствах массовой информации, путем издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.).
Консультирование о порядке предоставления государственной услуги осуществляется сотрудниками общественной приемной Министерства в рабочее время по телефону или при личном обращении.
Предоставление государственной услуги осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации во взаимодействии с:
1) федеральными медицинскими учреждениями;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения;
3) иностранными организациями
Министерству запрещается требовать от пациента (законного представителя пациента или доверенного лица пациента) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения в федеральном медицинском учреждении выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного с указанием сведений о состоянии здоровья, обоснованных рекомендаций о необходимости диагностики и лечения за пределами территории Российской Федерации.
Результатами предоставления государственной услуги могут являться:
1) направление пациента на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
2) отказ пациенту в направлении на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Максимальный срок предоставления государственной услуги не должен превышать 92 рабочих дня со дня поступления в Министерство письменного заявления о предоставлении государственной услуги и документов, указанных в пункте 22 Административного регламента.
В случаях, предусмотренных пунктом 31 Административного регламента, срок предоставления государственной услуги может быть приостановлен до устранения причин, вызвавших приостановление срока
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении государственной услуги является поступление в Министерство письменного заявления о предоставлении государственной услуги от пациента (законного представителя пациента или доверенного лица пациента), составленного по образцу, предусмотренному приложением N 1 к Административному регламенту с приложением следующих документов:
1) копия паспорта пациента или копия свидетельства о рождении пациента (для детей в возрасте до 14 лет);
2) копия выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного, выданного федеральным медицинским учреждением.
Заявление о предоставлении государственной услуги должно быть написано разборчиво от руки или представлено в печатном виде, на русском языке и заверено личной подписью пациента (законного представителя пациента или доверенного лица пациента) с указанием даты обращения.
Заключение врачебной комиссии о наличии медицинских показаний для направления пациента на обследование и/или лечение за пределы территории Российской Федерации в выписном эпикризе из медицинской карты стационарного больного должно содержать метод обследования или лечения, рекомендованный пациенту в связи с имеющимся у него заболеванием, и сведения о его применении в иностранных организациях.
Причины отказа Министерством здравоохранения в предоставлении услуги:
1) отсутствие у пациента гражданства Российской Федерации;
2) непредставление пациентом документов (одного или нескольких), необходимых для предоставления государственной услуги, в течение 30 календарных дней со дня направления письменного запроса Министерства об их представлении в случае, предусмотренном пунктом 59 Административного регламента;
3) наличие возможности оказания необходимой медицинской помощи пациенту на территории Российской Федерации;
4) отказ пациента от направления на лечение за пределы территории Российской Федерации;
5) отсутствие возможности направления пациента на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в результате отказа иностранной организации в предоставлении услуг, связанных с лечением пациента.
Необходимой и обязательной услугой для предоставления государственной услуги является выдача федеральным медицинским учреждением выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного.
Плата за предоставление государственной услуги с пациента (законного представителя пациента, доверенного лица пациента) не взимается.
Заявление о предоставлении государственной услуги, поступившее от пациента (законного представителя пациента или доверенного лица пациента) с прилагаемыми к нему документами, подлежит обязательной регистрации в отделе по работе с обращениями граждан и организации приема населения Департамента управления делами Министерства (далее – Отдел по работе с обращениями граждан) в течение 3 рабочих дней со дня его поступления в Министерство.
Показателями доступности и качества государственной услуги являются:
1) открытый доступ для граждан к информации о порядке и сроках предоставления государственной услуги, порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц Министерства;
2) соблюдение стандарта предоставления государственной услуги;
3) отсутствие обоснованных жалоб граждан на действия (бездействие) должностных лиц Министерства при предоставлении государственной услуги.
Административные процедуры предоставления государственной услуги:
1) прием, регистрация и рассмотрение документов;
2) взаимодействие с органами и организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги;
3) подготовка и проведение заседания комиссии Министерства по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации (принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги);
4) заключение с иностранной организацией договора о проведении лечения пациента за пределами территории Российской Федерации;
5) заключение с пациентом (сопровождающим лицом) договора о выделении средств.
Основанием для начала административной процедуры “Прием, регистрация и рассмотрение документов” является поступление в Министерство от пациента (законного представителя пациента, доверенного лица пациента) заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов, указанных в пункте 22 Административного регламента.
Максимальный срок этой административной процедуры не должен превышать 8 рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов в Министерство.
Результатом административной процедуры является:
1) отказ пациенту в предоставлении государственной услуги в случаях, предусмотренных пунктами 57 и 59 Административного регламента;
2) установление факта наличия полного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и соответствия их требованиям Административного регламента.
Основанием для начала административной процедуры “Взаимодействие с органами и организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги” является установление сотрудником, ответственным за рассмотрение документов, факта наличия полного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и соответствия их требованиям Административного регламента.
Максимальный срок исполнения данной административной процедуры не должен превышать 25 рабочих дней.
Основанием для начала процедуры “Подготовка и проведение заседания комиссии Министерства по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации (принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги)” является поступление в Министерство Медицинских заключений в соответствии с пунктами 68 и 69 Административного регламента.
Заседание комиссии проводится в срок, не превышающий 14 рабочих дней со дня поступления в Министерство Медицинских заключений.
На заседании комиссии по результатам рассмотрения представленных документов может быть принято одно из следующих решений:
1) о предоставлении пациенту государственной услуги и заключении между Министерством и иностранной организацией договора о проведении лечения пациента за пределами территории Российской Федерации;
2) об отказе в предоставлении пациенту государственной услуги.
В случае принятия комиссией решения о предоставлении пациенту государственной услуги на заседании комиссии рассматривается вопрос о необходимости сопровождения пациента к месту лечения (при наличии медицинских показаний).
Результатом этой административной процедуры является принятие на заседании комиссии одного из следующих решений:
1) о предоставлении пациенту государственной услуги и заключении между Министерством и иностранной организацией договора о проведении лечения пациента за пределами территории Российской Федерации;
2) об отказе в предоставлении пациенту государственной услуги.
Основанием для начала административной процедуры “Заключение с иностранной организацией договора о проведении лечения пациента за пределами территории Российской Федерации” является решение комиссии о предоставлении пациенту государственной услуги и заключении между Министерством и иностранной организацией договора о проведении лечения пациента за пределами территории Российской Федерации.
Финансовое обеспечение государственной услуги осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству на оплату расходов, связанных с лечением пациентов за пределами территории Российской Федерации.
Департамент учетной политики и контроля Министерства в течение 8 рабочих дней со дня регистрации договора о лечении пациента перечисляет иностранной организации денежные средства в иностранной валюте в соответствии с условиями договора о лечении пациента.
В случае поступления в Министерство письменного отказа иностранной организации в предоставлении услуг, связанных с обследованием и/или лечением пациента, вопрос об отказе в предоставлении пациенту государственной услуги в связи с отсутствием возможности направления пациента на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выносится на заседание комиссии.
Заседание комиссии проводится в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения сотрудником, ответственным за предоставление государственной услуги, отказа иностранной организации в предоставлении услуг, связанных с обследованием и/или лечением пациента.
Комиссия принимает решение об отказе в предоставлении пациенту государственной услуги в связи с отсутствием возможности направления пациента на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и дает рекомендации по направлению пациента на лечение в условиях федеральных медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь по профилю заболевания пациента.
В орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по месту жительства пациента направляются рекомендации по направлению пациента на лечение в условиях федерального медицинского учреждения, оказывающего медицинскую помощь по профилю заболевания пациента. Копия указанных рекомендаций направляется в адрес пациента (законного представителя пациента или доверенного лица пациента).
В случае изменения (увеличения или уменьшения) по объективным обстоятельствам срока пребывания пациента за пределами территории Российской Федерации и/или перечня услуг, связанных с обследованием и/или лечением пациента, цена договора о лечении пациента подлежит перерасчету.
Сотрудник, ответственный за предоставление государственной услуги, в течение 5 рабочих дней со дня подписания обеими сторонами договора о лечении пациента готовит в 2-х экземплярах проект договора о выделении средств, заключаемого между Министерством и пациентом или сопровождающим его лицом, предусматривающий следующие выплаты в валюте Российской Федерации пациенту и сопровождающему лицу:
1) суточные – в размере, установленном для работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, при служебных командировках на территории иностранных государств;
2) средства для оплаты расходов по найму жилого помещения – в размере, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации о возмещении расходов, связанных со служебными командировками на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
3) средства для оплаты расходов на проезд к месту лечения и обратно, но не более стоимости проезда:
а) воздушным транспортом – в салоне экономического класса;
б) железнодорожным транспортом – в купейном вагоне скорого поезда;
в) водным транспортом – в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
г) автомобильным транспортом – в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).
Департамент учетной политики и контроля Министерства в течение 5 рабочих дней со дня регистрации договора о выделении средств перечисляет пациенту или сопровождающему его лицу средства в валюте Российской Федерации на счета указанных граждан, открытые ими в российских кредитных организациях.
Максимальный срок административной процедуры “Заключение с пациентом (сопровождающим лицом) договора о выделении средств” не должен превышать 13 рабочих дней.
Пациент, находившийся на лечении за пределами территории Российской Федерации, или сопровождающее его лицо в течение 14 дней по возвращении в Российскую Федерацию обязаны представить в ответственный Департамент отчет о произведенных расходах.
Остаток не использованных пациентом (сопровождающим лицом) средств в валюте Российской Федерации подлежит возврату в Министерство.
Гражданин вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги (на любом этапе), действия (бездействие) должностных лиц Министерства в досудебном порядке.
Гражданин может обратиться с жалобой на нарушение порядка предоставления государственной услуги (далее – жалоба), в том числе в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации заявления о предоставлении государственной услуги;
2) нарушение срока предоставления государственной услуги;
3) требование у гражданина документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у гражданина;
5) отказ гражданину в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) затребование с гражданина при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
7) отказ Министерства, должностного лица Министерства в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Жалоба подлежит обязательной регистрации в течение 3 рабочих дней с момента поступления в Министерство.
При обращении гражданина с жалобой в письменной форме или в форме электронного документа срок ее рассмотрения не должен превышать 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Министерства, должностного лица Министерства, в приеме документов у гражданина либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений – 5 рабочих дней со дня ее регистрации, если Правительством Российской Федерации не установлен иной срок.
По результатам рассмотрения жалобы Министерство принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения Министерства, исправления допущенных Министерством опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;
2) отказывает в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, гражданину направляется мотивированный ответ в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы и, по желанию гражданина, в электронной форме.
Таким образом, взаимодействие с зарубежными клиниками и развитие технологии отправки граждан РФ на лечение за границу является стратегически важной задачей, ведь она обеспечивает рост продолжительности жизни населения и снижение показателей смертности, тем самым улучшая демографическую ситуацию в стране в целом. Установленная государственная процедура позволяет отправлять граждан на лечение за пределы территории РФ за государственный счет.
Библиографический список
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. // URL: http://www.mchs.gov.ru/law/Federalnie_zakoni/item/8152028 (дата обращения: 08.06.2019);
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 08.06.2019);
- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения: 08.06.2019);
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (дата обращения: 08.06.2019);
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 “О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг”. // URL: https://43.мвд.рф/document/12714946 (дата обращения: 08.06.2019);
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 “Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации”. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48297/ (дата обращения: 08.06.2019);
- постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2008 г. N 72 “О порядке направления средств федерального бюджета на оплату расходов, связанных с лечением граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации”. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75011/ (дата обращения: 08.06.2019);
- приказ Министерства от 24 сентября 2008 г. N 513н “Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации”. // URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=131373 (дата обращения: 08.06.2019);
- приказ Министерства от 20 июля 2007 г. N 488 “Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий”. // URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=110444 (дата обращения: 08.06.2019);
- приказ Минздравсоцразвития России от 19.12.2011 N 1571н “Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета”. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129357/ (дата обращения: 08.06.2019).