Дифференцированный подход к обучению предполагает создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих учителю в классном коллективе работать с типологической группы учащихся, объединенных общими психологическими особенностями. Для реализации данной системы необходима не изолированная, а единая для всех, но дифференцированная по различным параметрам образовательная среда. Разработчик технологии системы личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманская указывает, что дифференцированной структуре образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а центральным моментом построения образовательной среды, вся практическая часть реализации которого подчинена целям и ценностям такого образования.
Дифференцированный подход в обучении – это одна из форм организации учебного процесса, где педагог работает с группой школьников, которая составлена с учетом наличия у них общих качеств.
Целью дифференцированного обучения школьников является адаптация обучения психологическим особенностям различных групп, обеспечение индивидуальной траектории развития познавательных особенностей каждого учащегося, повышение успешности обучения и сформированности учебных навыков, сохраняя при этом психическое и соматическое здоровья, создание максимальных условий для сохранения и развития собственной индивидуальности учащихся «в противовес усреднению и нивелированию личности, свойственным традиционному обучению».
При рассмотрении характеристики учебных групп стоит отметить, что в дифференцированном обучении необходимо создание типологических групп, которые учитывают такие характеристики школьников, как индивидуальный латеральный профиль (функциональная асимметрия полушарий головного мозга, сенсорная асимметрия), половые различия, возрастные особенности, уровень психического развития и т.д.
Организационный уровень в группе основан на внутренней форме дифференциации школьников в рамках класса. Однако реализация половой дифференциации возможна и рамках школы, например, создание классов для девочек, что считается внешней дифференциацией, при сочетании с дифференциацией по различным психологическим характеристикам внутри класса (внутренняя дифференциация). Под половой дифференциацией понимается обязательное соответствие форм и методов преподавания особенностям учащихся. Стоит отметить, что для формирования половой идентификации учителям в классах для мальчиков отдается большее предпочтение мужчинам.
Для всестороннего развития способностей учащихся необходим положительный интеллектуальный фон обучения и воспитания, который может быть создан в условиях гетерогенного класса. Результаты деятельности при исследовании в лаборатории педагогической диагностики и коррекции Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО показали особую значимость дифференцированного подхода в условиях гетерогенного класса, что соответствует принципам обучения в “зоне ближайшего развития” учащихся.
Таким образом, вариативная степень дифференциации предполагает создание специально дифференцированных условий обучения дошкольников разных типологических групп внутри класса. Наиболее целесообразной является работа в гомогенных и гетерогенных парах сменного состава.
Библиографический список
- Сиротюк, А.Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников : учебное пособие / А.Л. Сиротюк. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – 292 с.
- Глинкин, Е.И. Школа творчества : учебно-методическое пособие / Е.И. Глинкин, И.В. Курбатова, А.А. Ферман ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет», МАОУ Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 97 с.
- Инновационное развитие образовательных программ непрерывного образования: методология и практика : методическое пособие / В.А. Ермоленко, С.В. Иванова, М.В. Кларин, С.Ю. Черноглазкин ; под науч. ред. В.А. Ермоленко ; Российская академия образования, Федеральное государственное научное учреждение, Институт теории и истории педагогики. – Москва : Институт эффективных технологий, 2013. – 186 с.