Еще в середине XX века стало ясно, что роль предпринимательства не сводится только к решению бизнес-задач: обеспечению деятельности фирмы, выгодной продажи товара, получению максимально возможной прибыли и т.д. Это привело к концепции социально-ориентированной рыночной экономики (К.Менгер, Ф.фон Визер, А.Вудкок, М.Девис,Ф.Арнольд и др.), в которой предпринимательство должно учитывать социальные и экологические проблемы общества, способствовать преодолению чрезмерной дифференциации доходов предпринимателей и наемных работников, нивелировать отчуждение труда от капитала и собственности, снижать величину разрыва между богатыми и бедными странами и т.п. [ 1] Следует отметить, что актуальность социальной роли предпринимательства в обществе не утеряна и в XXI веке.
Следующий подход к предпринимательству, как условию развития общества на результатах научно-технического прогресса, сложился во второй половине ХХ века. Предприниматель не только потребитель благ и возможностей, создаваемых НТП, но и его непосредственный участник, включенный в цепочку коммерциализации знаний и технологий.
Теория постиндустриального общества (Д. Белл и др.) также изменило сущность предпринимательства. Постоянная и сложно предсказуемая динамика внешней среды приводит к необходимости адаптации и трансформации производительных сил и производственных отношений посредством достижений НТП. Процесс постоянных перемен становится основной функцией развития предпринимательства и направлено на сглаживание противоречий между предприятием и внешней средой. В современной экономике предпринимательство развивается в результате непрерывного осуществления следующих изменений:
- смены приоритетов, которые перешли от преимущественного производства массовых товаров к удовлетворению конкретного спроса и услугам;
- внедрению компьютерно-информационных технологий, позволяющих автоматизировать многие процессы управленческой и производственной деятельности;
- образованию и расширению интеллектуальных работников (разработчиков, консультантов, экспертов, «технократов» и т.д.);
- внедрение нововведений требует все больших достижений в области теоретического знания.
Опыт современных стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в числе обязательных условий успешного развития предпринимательства, находятся следующие компоненты:
- наличие рынка предложения (превышение предложения над спросом);
- благоприятный экономический климат, создающий выгодные условия для предпринимательской деятельности – производства и потребления, привлечения инвестиций;
- правовое обеспечение и его соблюдение, способствующее цивилизованным предсказуемым отношениям между хозяйствующими субъектами, а также между предпринимательством и государством, введение и соблюдение антимонопольного законодательства;
- свобода движения ресурсов, в том числе капиталов и рабочей силы;
- приемлемое налогообложение;
- широкое применение информации, знаний и технологий во всех сферах бизнеса, позволяющие разработке и созданию инновационной продукции;
- умение обеспечивать эффективное и конкурентное преимущество в условиях рисков и нестабильности внешней среды;
- стабильная общественно-политическая ситуация и т.п.
Как видно из проведенного анализа предпринимательство эволюционирует в сторону усложнения своего содержания, все большего «наполнения» его информацией, технологиями и знаниями. В этой связи одним из составляющих признаков современного предпринимательства становиться профессионализм, умение своевременно, обоснованно и эффективно поддерживать необходимую конкурентоспособность. Современный предприниматель должен также обладать особыми социально-психологическими и организаторскими качествами, в числе которых:
умение определять выгодные направления деятельности и рационально использовать ресурсы (сочетать факторы производства);
бережливость (оптимизация издержек); склонность к риску; способность
преодолевать препятствия, умение управлять персоналом и производством.
В целом сущность и содержание предпринимательства эволюционировали вместе с инструментарием, в составе которого можно выделить три неотъемлемые составляющие.
- инструменты самого субъекта предпринимательства, применяемые им самостоятельно с учетом возможностей, целей и риска;
- инструменты государства, которые применяются им для целей развития и поддержки предпринимательства;
- инструменты инфраструктуры, предоставляющей предприятиям услуги разного рода.
Государство для целей развития и поддержки предпринимательства использует следующие инструменты:
- правовое регулирование;
- налоговые (в виде специальных налоговых режимов, упрощенных правил ведения налогового учета и т.д.);
- способы ведения учета и отчетности (бухгалтерской, статистической);
- льготы (например, на аренду земли, сооружений, имущества);
- порядок участия в конкурсах, тендерах (например, на поставку товаров для государственных нужд);
- иные меры, обеспечивающие развитие предпринимательства
Концепции информационного общества (Д.Белл, Е.Масуда, Ф.Махлуп, Э.Мэнсфилд, Э.Тоффлер, Р. Нижегородцев и др.) [2 ]; инновационных систем, экономики знаний (Н. Нонака, Т. Хиротака, В.Макаров и др.) [3; 4] раскрывают функции предпринимательства как современного института развития, в котором проявлены в полной мере способы выражения личности и творческих способностей человека, склонность к выработке решений и самостоятельным действиям в условиях риска.
Формирование «нового индустриального общества» (Дж. Гэлбрейт) приводит к крупным предпринимательским организациям – корпораций, интегрирующих в себе передовую технику и технологию со сложной структурой [5, с. 138].
Инструменты инфраструктуры предпринимательства в каждой стране различны, но в целом они могут быть систематизированы на: имущественные, информационные, консультационные, технико-технологические, организационные, финансовые, экономические и т.д.
Подобные инструменты применяются в различных областях предпринимательской деятельности: подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; разработки и внедрения инноваций; организации и развития производства, отраслях (сельскоехозяйство, транспорт и т.д.); внешнеэкономической деятельности и т.д.
Мир, в котором живут современные предприниматели, за последние 10 лет существенно изменился
Во-первых, потребители в цивилизованном мире взяли в свои руки контроль на рынке. Они намного лучше чем в начале 80-х годов осведомлены о своем положении на рынке и о возможностях выбора продукции, которые у них имеются.
Во-вторых, сформировались новые ожидания относительно предлагаемых потребителям товаров и услуг. Потребляемой становится продукция, которая адаптирована к определенным нуждам конкретного потребителя и доставляется наиболее подходящим способом в момент, установленный потребителем.
В-третьих, существенно изменились средства производства и технологии, а среди последних — прежде всего информационные. Информационные технологии — это не только база многих других важных технологий (вычислительных, коммуникационных, робототехники, распределенных баз данных и пр.), но и способ, с помощью которого информация, предлагается потребителю.
Однако несмотря на эти изменения, многие компании с длительной историей хозяйствования на рынке продолжают по инерции держаться за старые управленческие идеи. Поэтому необходимо переосмыслить способы организации бизнеса и использовать принципиально иной подход, который позволит в полной мере реализовать преимущества новых технологий и человеческих ресурсов. Этот подход — основа инжиниринга бизнеса (бизнес-процессов), наиболее важным направлением которого является реинжиниринг, или перестройка существующих компаний. Объектом реинжиниринга являются не организации, а процессы. Предприятия подвергают реинжинирингу не свои отделы продаж или производства, а работу, выполняемую персоналом этих отделов. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятий используется в случаях, когда необходимо принять обоснованное решение о реорганизации деятельности: радикальных преобразованиях, реструктуризации бизнеса, замене действующих структур управления на новые и пр. Предприятие, стремящееся выжить или улучшить свое положение на рынке, должно постоянно совершенствовать технологии производства и способы организации деловых процессов. Предприятие, которое не осуществляет инвестиции в изменения, ставит на карту свою способность к выживанию на рынке, но само стремление к переменам не является гарантией выживания в конкурентной борьбе. Необходимо умелое управление этими переменами.
Библиографический список
- Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. – М.: Прогресс. – 1973. – 380 с.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. под ред. ВЛ. Иноземцева. — М., 1999. – С. 63-106.
- Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник Российской академии наук. – Т.73. – 2003. – №5. – С. 450-456.
- Нонака Н., Хиротака Т. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер.с англ. —М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». – 2003. – 240 с.
- Брун М. Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление. http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/20_3_98.htm.