В толковом словаре точного определения, что такое лирическое отступление, нет. Мы подразумеваем под лирическим отступлением отступление от основной фабулы произведения, а фабула в «Евгении Онегине» — это история Онегина и Татьяны, история их отношений. Лирическое отступление в романе ни с чем не связано, то есть не связано напрямую с фабулой и не служит средством скрытой мотивации поступков героев, как, например, интерьер, пейзаж и так далее.
Необходимо также сказать несколько слов о происхождении лирических отступлений. Сущность лирических отступлений диктуется жанром «Евгения Онегина». «Евгений Онегин» – роман в стихах, сложная жанровая форма, пограничная между лирикой и эпосом. Поэтому в «Евгении Онегине» присутствуют как черты лирики, так и черты эпоса. Наличие фабулы позволяет говорить об эпичности романа, а лирические отступления как раз и сближают роман с лирикой.
Рассмотрим подробнее одно из лирических отступлений. В конце 3 главы Татьяна убегает в сад, узнав, что приехал Евгений, и слышит, «песню девушек», собирающих ягоды.
Эту песню можно считать лирическим отступлением, так как она не связана напрямую с фабулой романа и не служит средством скрытой мотивации поступков. Данное лирическое отступление расширяет границы изображения, замедляет действие и готовит читателя к последующему объяснению Онегина с Татьяной. Здесь к тому же ясно просматривается параллелизм ситуации. В центре «песни девушек» тоже любовь. Но обращает на себя внимание контраст между этим чувством у крестьянской девушки и у Татьяны. Для крестьянской девушки любовь — это смех, игра, радость, веселье, забава, то есть простое, естественное чувство. Для Татьяны же любовь — это страдание, мучение, одиночество.
Роман в стихах «Евгений Онегин» изобилует лирическими отступлениями. Сложно найти другое литературное творение, в котором они были бы столь значимы. Основная задача этих вставок — время. Пушкин уходит в лирические отступления, когда нужно было подчеркнуть промежутки прошедшего в ходе повествования времени. Но в то же время они гармонично вплетены в сюжет повествования. Таким образом поэт выражает свой авторский взгляд на те, или иные события, отношение к своим героям. Пушкин незримо присутствует в общей канве повествования.
Библиографический список
- Сарычев, И.О. А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Основное содержание, анализ текста, литературная критика, сочинения / И.О. Сарычев. – Москва: Родин и Компания, 2004. – 56 с.
- Эсалнек, А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: практикум / А.Я. Эсалнек. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2017. – 215 с.
Количество просмотров публикации: Please wait