Согласно Р.Мэй (американский психолог и психотерапевт), для развития экзистенциальной психологии послужила феноменология – направление философии ХХ века, которое означает описание или изучение явлений. От феноменологии экзистенциальная психология взяла идею отказа рассматривать человека в рамках нашего изначального представления. Это означает, что данное направление в психологии рассматривает уникальность каждого человека, его опыт и историю. Также свое развитие экзистенциальная психология не получила бы без работ Л. Бинсвангера, А. Сторча, М. Босса, Дж. Бэлли, Роланда Куна, Дж. ван ден Бергма и Ф. Бьютендика [2].
Суть данной психологии заключается в том, что нужно рассматривать индивидуальность человека в конкретный момент времени, а не сводить всё к общим правилам и законам человечества. Экзистенциальная психология – это наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти. Она объясняет почему наша жизнь складывается определенным образом, а не иначе. Все люди уникальны, следовательно, уникальны и их жизненные пути [1].
С экзистенциальной психологией рядом стоят такие науки, как возрастная психология и психология развития. Главная причина изменения личности, согласно специалистам в этих областях психологии, возраст и связанные с ним изменения социального, социально-психологического, психологического и психофизиологического статуса личности [1].
Более сложная связь – связь с экзистенциональной психотерапией. В отличие от данной психотерапии экзистенциональная психология только описывает и объясняет жизнь, в то время как психотерапия помогает справляться с жизненными ситуациями и проблемами [1].
Экзистенциальные аналитики различают три формы мира:
- Umwelt, что означает “мир вокруг”. Это то, что мы в называем природным миром, к которому относятся биологические потребности, мотивы, инстинкты. Вполне вероятно, что это тот мир, в котором животное или человек продолжали бы существовать, если бы они не сознавали себя [2].
- Mitwelt – “с миром”. Это мир существ одного вида, мир взаимоотношений с людьми, однако это понятие не включает в себя «коллективный разум», то есть в человеческой группе взаимодействия гораздо более сложные, и значение других членов группы для данного индивида в какой-то степени определяется его собственным отношением к ним [2].
- Eigenwelt – «собственный мир», который предполагает самосознание. Однако это не просто внутреннее переживание личности. Это основа, на которой мы можем видеть реальный мир в его истинной перспективе, это фундамент наших отношений. К примеру, осознание того, что какой-либо человек – значит для меня [2].
Таким образом, личность человека, согласно экзистенциональной психологии, соотносится с собственной жизнью и судьбой. Другими словами, это наука о непохожести человеческих судеб.
Библиографический список
- Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. – М.: Питер, 2010. – 36 с.
- Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 145—148.