В современном информационном мире большую роль и значение в жизни человека играют информационные технологии, в частности Интернет. Это становится неотъемлемой частью жизни общества. Как следствие части привычного взаимодействия людей в обществе переносится в виртуальную среду. Так это привело к росту популярности социальных сетей, возникновению большого количества виртуальных сервисов услуг. Все больше потребностей и задач человек может реализовать через интернет-ресурсы.
В настоящее время социальные сети является самым популярным онлайн-активностью среди пользователей во всем мире. Бренды развивают свое присутствие в сети, а в частности в социальных сетях. В связи с этим проводятся различные исследования пользовательского поведения в этой среде. Изучаются факторы, влияющих на вовлеченность потребителя в социальные сети. Результат таких исследований показывает, что простота пользования интерфейсом, интерактивность, развлечения и информации имеют непосредственное влияние на участие потребителей в интернете и привлечение их [1].
Кроме брендов развивается и социальная направленность сайтов государственных структур, разрабатываются госпрограммы. Для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, в России была разработана государственная программа «Информационное общество (2011–2020)». Госпрограмма охватывает все отрасли и сферы деятельности, она должна повысить прозрачность и управляемость, обеспечить устойчивость и конкурентоспособность экономики в целом. Работа ведется по множеству направлений: создание электронного правительства, преодоление цифрового неравенства, развитие новых технологий связи. Основной принцип программы: результаты должны приносить реальную, ощутимую пользу людям. Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются почти ежедневно: запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ [2].
Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, который предназначен для отражения социального взаимодействия в Интернете. Исходя из понятия можно сформулировать основные функции социальных сетей:
- Создание индивидуальных профилей, в которых будет содержаться определенная информация о пользователе.
- Взаимодействие пользователей (посредством просмотра профилей друг друга, внутренней почты, комментариев и пр.)
- Возможность достижения совместной цели путем кооперации (например, целью социальной сети может быть поиск новых друзей, ведение группового блога и пр.).
- Обмен ресурсами (к примеру, ссылками на сайты).
По данным Brand Analytics [3], системы аналитики социальных медиа и СМИ, представлены такие данные регулярного исследования активной аудитории социальных сетей в России за ноябрь 2016. В исследование включены данные по социальным сетям Вконтакте, Facebook*, Instagram*, Twitter, Мой Мир и LiveJournal.
Рисунок 1 – распределение публичного контента
Количество «говорящих» авторов за ноябрь 2016 г. составило 35 млн и которыми было сгенерировано 698 млн сообщений. На рисунке 1 показано что 71,8% объема всего публичного контента приходится на социальные сети (504 940 публикаций). На 2-м месте источники видео-контента (YouTube и Vimeo) – 12,7% от всего объема публичного контента, а Твиттер перешел на третью строчку, его доля составила 8,7%.
В данный момент развитие социальных сетей достигла большой популярности, все больше появляется новых социальны сетей. Причем эти сети имеют определенные ниши, что позволяет им выбиться из ряда гигантов – социальных сетей для всех. Так появились соцсети для топ-менеджеров и богатых людей, для владельцев собак или для инвалидов.
Из наиболее интересных можно выделить такие проекты как MyChurch.com – социальная сеть для создания собственных церквей, Moxie Moms – социальная сеть мам, Geni – Genealogy – Free Family Tree – сеть родственников. Появляются и закрытые социальные сети, например, PRO2 или социальные сети миллионеров. Тренд — специализация социальных коммуникаций.
ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Все сайты, разработанные для создания на их основе социальных сетей, поддерживают ряд общих возможностей. Эти возможности находят отражение в таких структурных элементах, присущих социальным сетям:
- Личный профиль пользователя, где может отражаться такая информация как имя, пол, возраст и прочее.
- Личные сообщения. Помогают пользователям общаться между собой, реализуя социально взаимодействие.
- Контент создаваемый пользователем. В результате взаимодействия между участниками, а так же для его поддержания они создают контент. Он может зависеть от особенностей и направления социально сети: это могут быть посты, фотографии, видео и прочее.
- Новостная лента. Этот элемент формируется из создаваемого пользователем контента. Это во многом ключевой элемент любой социально сети. Его попадая на сайт пользователь видит в первую очередь.
- Сообщества. Они помогают формировать круги по интересам, в рамках которого пользователи так же поддерживают общение и создают контент.
- Оценки и рейтинг. Социальные сети выработали собственную систему оценивания и распространения контента. Так существуют лайки, позволяющие продемонстрировать свое отношение к материалу, а так же показывающие его популярность. И репосты, позволяющие делиться интересным контентом и распространять его.
- Уведомления. Этот элемент позволяет пользователю видеть и реагировать на новый материал, оперативно получать сообщения от пользователей и прочее.
АНАЛИЗ UX/UI СУЩЕСТВУЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Социальных сетей и сайтов с элементами социальных сетей существует много. Есть как мировые социальные сети, так и региональные, распространенные в конкретном регионе, стране. Для анализа были взяты популярные в России, и максимально разнообразные по своей специфике социальные сети. А именно: вконтакте, flikr, twitter, badoo и facebook*.
Вконтакте
Самой популярной сетью на территории России принято считать ВКонтакте. На первоначальных этапах развития ВКонтакте являлся копией такой социальной сети, как Facebook*, однако через некоторое время начал развиваться самостоятельно. Аудитория пользователей состоит по большей своей части из молодых людей, именно этим и обусловлено направление самого контента.
Пользователям «ВКонтакте» доступен характерный для многих социальных сетей набор возможностей: создание профиля с информацией о себе, производство и распространение контента, гибкое управление настройками доступа, взаимодействие с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживание через ленту новостей активность друзей и сообществ.
Кроме возможности писать сообщения, пользователь может оставлять комментарии под уже опубликованным контентом. К своим сообщениям можно «прикреплять» фотографии, аудиозаписи и видеозаписи (в том числе и полнометражные фильмы), документы и опросы.
Цветовая гамма в котором решен сайт – синий, черный, белый. В целом сайт светлый, нейтральный – все внимание пользователя сосредотачивается на контенте. При первом входе на сайт незарегистрированный пользователь видит: информационный блок, вход, регистрация. Если же заходит зарегистрированный пользователь то основное место занимает его личная новостная лента, а так же постоянные части интерфейса: меню, уведомления, рекламный блок, аудио, поиск.
Flickr
Flickr — фотохостинг, предназначенный для хранения и дальнейшего использования пользователем цифровых фотографий и видеороликов. Один из самых популярных сайтов для размещения фотографий. По состоянию на 4 августа 2011 года сервис имел в своей базе более 6 млрд изображений, загруженных его пользователями. Также, по данным за август 2011 года, на сервисе было зарегистрировано 51 миллион человек, а общая посещаемость составляла 80 миллионов уникальных пользователей. [4]
Основной контент сайта это фотографии, которые загружаются на удалённый сервер. Каждой фотографии можно присвоить имя, краткое описание и ключевые слова. Кроме того можно делать заметки прямо на размещенных фотографиях. Если на фотографии изображено несколько объектов (например, несколько зданий), то можно выделить любой из объектов и добавить к нему описание.
Цветовая гамма в котором решен сайт – синий, черный, белый. В целом сайт темный, сосредоточен на многообразии фотографий, размещенных на нем. При первом входе на сайт незарегистрированный пользователь видит: поиск, вход и регистрация. Если же заходит зарегистрированный пользователь то основное место занимает его личная новостная лента, а так же постоянные части интерфейса: меню, поиск, уведомления.
Это – ещё одна популярная социальная сеть и сервис микроблоггинга, который позволяет своим пользователям отправлять и читать текстовые сообщения, или «твиты», длиной до 140 символов. Twitter был создан Джеком Дорси в марте 2006 года и был официально запущен в июле того же года. С тех пор сервис завоевал всемирную популярность и на сегодняшний день насчитывает более 300 миллионов пользователей, ежедневно генерирующих более 300 миллионов твитов, а также производящих более 1,6 миллиардов поисковых запросов. Twitter описывают как «SMS в интернете». Twitter предлагает комбинацию различных форм общения – текст, фотографии, музыка, видео – превращая повседневную жизнь в интересные контексты, знаменательные события и критические ситуации. Обсуждения могут вращаться вокруг горячих тем благодаря использованию хештегов, пользователи могут публиковать и просматривать обновления, фолловить других пользователей, а также отправлять публичные ответы или личные сообщения, чтобы связываться и общаться с другими пользователями. С годами экосистема Twitter сильно разрослась, давая возможность находить людей, новости или предметы.
По состоянию на 1 января 2011 года сервис насчитывает более 200 млн пользователей [5]. 100 млн пользователей проявляют активность хотя бы раз в месяц, из них 50 миллионов пользуются «Твиттером» ежедневно. 55 % пользуются «Твиттером» на мобильных гаджетах, около 400 миллионов уникальных посещений получает за месяц непосредственно сайт twitter.com.
Цветовая гамма в котором решен сайт – голубой, белый. В целом сайт светлый, нейтральный – все внимание пользователя сосредотачивается на контенте. При первом входе на сайт незарегистрированный пользователь видит: Информационная лента, категории, вход и регистрация. Если же заходит зарегистрированный пользователь то основное место занимает его личная новостная лента, а так же постоянные части интерфейса: меню, поиск, рекомендации людей, актуальные.
Badoo
Социальная сеть Badoo работает фактически со всеми странами мира, но наиболее популярна она в Латинской Америке, Испании, Италии и Франции. Badoo располагается на 52 месте во Франции и на 117 месте во всемирном рейтинге наиболее популярных веб-сайтов согласно статистике портала Alexa Internet.
Цветовая гамма в котором решен сайт – синий, фиолетовый. В целом сайт имеет определенное настроение, насыщен большим количеством элементов. При первом входе на сайт незарегистрированный пользователь видит: вход и регистрацию. Если же заходит зарегистрированный пользователь то основное место занимает лента с профилями пользователей, а так же постоянные части интерфейса: меню, профиль пользователя, пользователи онлайн.
Первая из всех социальных сетей в мире, основанная Марком Цукербергом около 6 лет назад, в начале 2004 года, для студентов Гарварда и получившая мировую популярность среди различных социальных групп. По последним данным, к Facebook* присоединилось более 300 миллионов участников. Социальная сеть Facebook* имеет русскоязычную и украинскую версии сайта, содержащие бесплатные сервисы, игры, группы, возможность общаться с друзьями и выкладывать свои фотографии. В Facebook* присутствуют звезды и знаменитости мирового уровня, а также представительства различных коммерческих структур.
Facebook* принадлежит к пятерке наиболее посещаемых вебсайтов мира. На июль 2014 года аудитория Facebook* составила 1,32 миллиарда пользователей — это те, кто заходил на сайт хотя бы раз в месяц или за указанный промежуток времени был зафиксирован с помощью кнопки Like и следящих cookie. Суточная активная аудитория в марте составила 720 миллионов человек — столько фиксируется следящей сетью Facebook* ежедневно. 24 августа 2015 года число посетителей социальной сети Facebook* впервые составило один миллиард человек. Около 810 млн человек в месяц используют мобильное приложение Facebook*. Каждый день в социальной сети пользователи оставляют 3,2 миллиарда «лайков» и комментариев и публикуют 300 миллионов фотографий. На сайте зафиксировано 125 миллиардов «дружеских связей» (на 31 декабря 2011 г. было 100 млрд). Количество просмотров страниц сайта в октябре 2011 года составило 1 триллион.
Facebook* позволяет создать профиль с фотографией и информацией о себе, приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», загружать фотографии и видеозаписи, создавать группы (сообщества по интересам).
Facebook* предлагает множество функций, с помощью которых пользователи могут взаимодействовать между собой. Среди наиболее популярных — виртуальное подмигивание, фотоальбомы и «стена», на
Цветовая гамма в котором решен сайт – синий, белый. В целом сайт светлый, нейтральный – все внимание пользователя сосредотачивается на контенте, экран сильно насыщен элементами интерфейса. При первом входе на сайт незарегистрированный пользователь видит: информационный блок, вход, регистрация. Если же заходит зарегистрированный пользователь то основное место занимает его личная новостная лента, запросы от других пользователей, рекомендации а так же постоянные части интерфейса: поиск, профиль, сообщения, уведомления.
На таблице 1 представлено сравнение рассматриваемых социальных сетей.
Таблица 1 – сравнение социальных сетей
Вконтакте | Flickr | Badoo | Facebook* | ||
Описание | Общего характера | Хранение, и использование цифровых фотографии. Обмен ими. | Общего характера. Микро-блог | Общего характера. Популярная в Европе и Латинской Америке. | Общего характера |
Цветовая палитра | Синий | Черный, синий | Голубой | Синефиолетовый | Синий |
Страница входа, незарегистрированного пользователя | Информационный блок, вход, регистрация | Поиск, вход и регистрация | Информационная лента, категории, вход и регистрация | Вход и регистрация | Информационный блок, вход, регистрация |
Страница входа, зарегистрированного пользователя элементы | Новостная лента | Новостная лента | Новостная лента | Лента с профилями пользователей | Новостная лента, запросы от других пользователей, рекомендации |
Постоянные части интерфейса | Меню, уведомления, рекламный блок, аудио, поиск | Меню, поиск, уведомления | Меню, поиск, рекомендации людей, актуальные темы | Меню, мой профиль, пользователи онлайн | Поиск, профиль, сообщения, уведомления |
Таким образом были проанализированы методики для создания удобного интерфейса ориентированного на пользователя, помогающего ему взаимодействовать с другими пользователями. Проанализированны уже существующие элементы, их визуальные и функциональные составляющие.
Это все поможет в разработке удобных для пользователя сайтов, помогающих им быстро и просто взаимодействовать с другими людьми, получать он-лайн услуги и качественно и полезно использовать все возможности Интернета.
*Социальная сеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ.
Библиографический список
- Fedric Kujur, Saumya Singh, Engaging customers through online participation in social networking sites, Asia Pacific Management Review, Volume 22, Issue 1, March 2017, Страницы 16-24
- Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы) [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1 (дата обращения: 01.06.2017).
- Аудитория пользователей интернета в России в 2017 году составила 87 млн. человек [Электронный ресурс]. URL: http://mediascope.net/press/news/744498 (дата обращения: 01.06.2017).
- Fedric Kujur, Saumya Singh, Engaging customers through online participation in social networking sites, Asia Pacific Management Review, Volume 22, Issue 1, March 2017, Pages 16-24, ISSN 1029-3132, https://doi.org/10.1016/j.apmrv.2016.10.006.
- Puneet Kaur, Amandeep Dhir, Sufen Chen, Risto Rajala, Flow in context: Development and validation of the flow experience instrument for social networking, Computers in Human Behavior, Volume 59, June 2016, Pages 358-367