Что делает нас теми, кем мы являемся на самом деле? Расширяет возможности для поднятия социального и личностного роста? Даёт глубже познать весь окружающий мир?
Безусловно, во всём этом нам помогает общение – процесс взаимосвязи, в котором осуществляется обмен навыками, знаниями, опытом и информацией.
Например, в психологии, общение рассматривают как форму психологической деятельности, а её результат, изменение эмоционального мира индивида, изменение во взаимоотношениях личности с другими людьми.
Общение делится на два вида:
- Вербальное (в переводе с латинского «словесный») основывается на словах.
- Невербальное (выполняется с помощью мимики, жестов, интонации и т.д.)
Сейчас мы попытаемся разобрать, что из себя представляет каждый вид коммуникации.
При вербальном общении обязательно присутствуют различные слова и фразы, при помощи которых собеседники передают друг другу свои мысли. Бывает так, что человек неосознанно показывает своим поведением настоящее отношение к собеседнику, свои эмоции, чувства, своё настроение. [1]
Рассмотрим некоторые разновидности речевого общения:
Письменная форма:
- письмо-помогает лучше усвоить багаж знаний;
- чтение-когда мы читаем книги разных времён, народов, мы можем прочувствовать культуру того времени.
Прежде всего, письмо-это знаковая система. Её используют для концентрации звуковой речи и звукового языка.
Устная форма:
- при устном разговоре общение происходит по зрительным и слуховым аппаратам;
- речь говорящего понимается через слушание.
Функции языка:
- Эмоциональная (каждый человек выражает свои чувства через речь, тем самым получая эмоциональный заряд.)
- Коммуникативная (говоря о передаче информации, в первую очередь, мы имеем в виду язык.)
- Познавательная (индивидуум, имея шанс приобщиться к знаниям других, использует язык.)
- Этническая (язык помогает сплотить людей разных национальностей.)
Умение грамотно владеть вербальным общением – это источник развития интеллекта, правильности и грамотности речи. Также не нужно бояться контактировать со своим партнёром, а наоборот, прислушиваться к нему, выражать понимание и проявлять интерес.[2]
Перейдём к следующему виду коммуникации-невербальное общение.
Этот вид общения включает в себя ту информацию, которую мы передаём без участия речи. Вот, например, поцелуй(любовь), похлопывание по плечу(дружеский жест), рукопожатие( указывает на согласие сотрудничества) и др.
Выделим некоторые средства невербальных коммуникаций:
- мимика-когда двигаются лицевые мышцы, они несут множество информации, помогая нам понять характер, темперамент, настоящие чувства собеседника;
- взгляд-выдаёт заинтересованность человека в беседе (если он внимательно, не отводя глаз слушает, значит ему, действительно, интересно);
- жесты-придают более эмоциональную окраску речи (показывая большой палец, мы хвалим кого-то или что-то одобряем).
Функции:
- Обращает внимание на истинное состояние человека, т. к. бывает, что люди в компании ведут себя обычно, а на самом деле в душе они переживают. Настоящие друзья всё поймут «по лицу».
- Подчеркивает информацию. Когда мы соглашаемся с человеком, мы киваем ему головой.
- Делает акцент на чём-то важном в своём рассказе. Для этого просто достаточно использовать жест- поднять указательный палец вверх. [3]
Исследуя формы средств связи, можно сделать вывод, об огромной значимости их использования, поэтому нужно правильно и точно выдерживать каждое их них. Навряд ли, слушатели будут проникнуты монотонным прочтением рассказа или презентации, не уделяя рассказчику внимания.
Библиографический список
- Средства общения [ Электронный ресурс] http://yourspeech.ru/gesticulation/ (дата обращения: 13. 06. 2017)
- Бодашев А.П. Психология общения.- М.: изд-во Воронеж – НПО «МОДЕК», 2014-324с.
- Ильин Е.П. Психология межличностных отношений: Учебник, – СПб., 2009.- 576с.