В современной России проблемы взаимодействия руководителя и коллектива в очень большой степени отличаются от тех времен, когда у власти были коммунисты. Характерность этих отношений заключается в том, что вместо коммунистической идеологии на первый план выходит экономические проблемы и основной рычаг этих проблем- конкуренция.
В современном обществе каждый человек имеет гораздо больше прав и свобод. Любой руководитель так или иначе обязан с этим считаться. Ему не позволено диктовать свои условия и навязывать свое мнение. В то же время, его подпирают со всех сторон экономические законы, которые обязательны в любом случае.
Руководитель заинтересован в высшей эффективности своего предпринимательства, а сотрудники не могут вкладывать свой труд за низкую зарплату. Не редко зарплата сотрудников составляет львиную долю в расходах хозяйственника. В то же время постоянно растет необходимость в создании резерва для расширения производства в условиях не прекращающийся инфляции в стране. Поэтому на сегодняшний нет день, нет более трудной профессии чем профессия руководителя. Он требует глубоких профессиональных знаний, ему надо быть юристом, и для понимания со стороны сотрудников необходимо обладать знаниями психологии людей и многими другими навыками и опытом.
Результат его деятельности зависит от того какой стиль управления он изберет для взаимодействия со своими подчиненными. Фирма может достигнуть высших результатов,если каждый сотрудник будет чувствовать себя соучастником в деятельности того руководителя которому они служат. Это позволяет им быть инициаторами введения новшеств, с учетом современных условий, достижения экономии по всем вопросам, а так же высокого качества труда и продукции создаваемых в фирме.
Существует несколько методов управления коллективом. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Если руководитель не зацикливается на одном из них, а руководит своими сотрудниками комплексно, то это приводит к наилучших результатом деятельности компании, исключает конфликты как внутри коллектива так и с руководителем и, в том числе, исключает возможность утечек коммерческой тайны, которая в условиях «дикой» конкуренции может сыграть роковую роль.
Основными и самыми распространенными методами управления коллектива являются: а) административный б) экономический в) социальный.
Первый из них хорош тем, что руководитель полностью реализует свои планы и идеи без опасности утечки коммерческой тайны. В тоже время, сотрудники лишены инициативы и являются просто исполнителями. Не исключены ошибки в принятом решении, что может привести к неожиданным результатам.
Второй метод управления позволяет сотруднику получать наилучшие удовлетворения в работе и заинтересованность в результатах своего труда. Однако от этого прибыль предприятия становится меньше, а в случае кризисных явлений, может привести к необходимости сокращения штатов, перегруженности сотрудников и ухудшению экономических показателей.
Третий метод управления создает более ровный климат взаимоотношений на фирме, когда каждый работник чувствует себя членом большой трудовой семьи. У него есть возможности получать дополнительные блага в виде путевок для лечений и ряда других льгот. Не редко льготы интересуют даже больше, чем зарплата. С другой стороны обеспечение льгот и другой социальной помощи приводит к снижению экономического состояния.
В процессе производственных отношений между руководителем и сотрудниками возможно возникновение конфликтных ситуаций. Это связано с тем, что у них возникает абсолютно противоположные проблемы.
Руководитель старается достигнуть наивысшего экономического результата, такого как прибыль,объемы продукции, сроки выполнения и многое другое. Работники прежде всего заинтересованы в повышении своего материального состояния и чаще всего не вкладывая в свои усилия большого труда.
Возникающие конфликты могут привести не только к текущим проблемам, но и даже к ликвидации бизнеса. Редким руководителем удается выйти с успехом
из сложившегося конфликта, и только большой опыт и мудрость помогают успешно закончить конфликт.
К нежелательным результатам могут привести ошибки руководителя. Нередко вспышка гнева или не некомпетентность руководителя ведет за собой серьезные последствия взаимоотношений с подчиненными. Исходя из этого, руководитель должен быть сдержан, мудр и обладать хорошим здоровьем. Нервный и легко возбуждаемый начальник будет работать в условиях постоянно стресса и не понимания.
Производственный коллектив это сложный и неповторимый механизм,для работы с которым, остро необходим такт, опыт, знания, определенный характер руководителя.