В больших организациях все серьезные решения обсуждаются и принимаются достаточно длительное время. И непосредственное участие на всех этапах принимают юристы организации. Юридические службы и правовые управления могут быть включены в работу по проектам документов в следующих формах:
- Разработка внутренней нормативной документации.
- Согласование проектов документов.
- Консультации сотрудников всех уровней.
- Подготовка к мероприятиям в рамках разработки и утверждения документации.
Проекты документов различного типа могут разрабатываться структурными подразделениями организации по собственной инициативе или по приказу руководства. Все проекты проходят через правовое управление. Юристы организации проверяют соответствие нормативно-правовых аспектов, формальные признаки, текущее состояние документа.
Проект документа может быть возвращен на доработку по одной из предусмотренных причин, например, наличие противоречий отраслевым нормативно-правовым актам. Все факты возврата должны быть зафиксированы. Оптимальным вариантом решения для автоматизации учетных процедур в правовых управлениях и юридических отделах является использование специализированных информационных систем.
В данной статье описывается один из вариантов решения на примере разработанного прототипа.
Доступ к информационной системе имеют все сотрудники правового управления. У каждого сотрудника есть свой персональный идентификатор в пространстве системы. На главной форме программы (рис.1) располагаются основные элементы формирования списка проектов.
Рисунок 1 “Прототип главной формы”
Главная форма разбита на 4 сектора. Первый сектор отвечает за работу со списком проектов. Каждому документу соответствует отдельная строка таблицы, в которой отображается регистрационный номер и отдел-инициатор. В верхней части первого сектора содержится строка поиска, позволяющая контекстно отфильтровать список проектов по номеру. Поиск происходит в режиме посимвольного ввода, а для включения документа в отфильтрованный список достаточным условием является любое вхождение целевой комбинации.
Второй сектор главной формы позволяет пользователям работать с версиями, выделенного в таблице документа. Каждая версия отражает определенное состояние документа. Список атрибутов для каждого элемента списка может включать в себя: отдел, дату, исполнителя, регистрационный номер, вид, тип, причины и факторы возврата, текущий статус, идентификатор сотрудника правового управления, номер версии, заключение и т.д.
Третий сектор содержит панель инструментов для управления проектами и их версиями. Набор кнопок предназначен для вызова следующих типовых команд: создать новый проект документа, удалить проект из списка документов, создать новую версию документа, открыть версию документа в режиме просмотра, удалить элемент из списка версий документа, обновить список документов.
Четвертый сектор предназначен для генерации типовых отчетов. К типовым отчетам, которые позволяют проанализировать эффективность работы юридической службы крупной организации можно отнести отчет по версиям и отчет по проектам.
Отчет по версиям позволяет получить статистику по версиям документа для оценки качества работы отделов-инициаторов проектов.
Отчет по проектам (рис.2) позволяет проанализировать эффективность работы правового управления в разрезе его сотрудников. Все проекты в отчеты разбиты по типам. Для каждого типа анализируются причины возврата и факторы несоответствия (предусмотренный список факторов отображается в скобках после количественного параметра). Утвержденные проекты попадают в общую статистику, но в разрезе причин отклонения не отображаются.
Рисунок 2 “Прототип типового отчета по проектам”
Правовые отделы и юридические службы уже давно используют информационные системы, но большинство из них носит справочно-правовой характер. Разработка и внедрение автоматизированных систем учета и анализа эффективности деятельности является новым и перспективным направление исследования.