Первым шагом к созданию подлинно единого экономического пространства в Содружестве Независимых Государств стало создание Таможенного союза (преобразованного в 2002 г. в Евразийский экономический союз (ЕАЭС)).
В Соглашении об образовании Таможенного союза, подписанном Беларусью, Казахстаном и Россией в январе 1995 г., он определялся как экономический союз государств на основе формирования единой таможенной территории. В марте 1996 года к Союзу присоединился Кыргызстан, а в феврале 1999 года к Союзу присоединился Таджикистан.
С первых лет заключение этих соглашений положительно сказалось на торгово-экономическом развитии России с этими странами. В период с 1995 по 1998 год торговля России с ними увеличилась с 10,4 млрд долларов до 13,3 млрд долларов, что составляет общее увеличение на 27%, в то время как торговля с другими странами СНГ сократилась с 17,7 млрд долларов США с 11 до 6 млрд долларов США, что составляет общее снижение на 35%. В последующие годы эта тенденция была не столь ярко выражена.
Следует выделить один из документов, принятых в ходе функционирования Таможенного союза, основным базовым документом, принятым 29 марта 1996 года, является Соглашение об углублении экономической и гуманитарной интеграции, являющееся продолжением этого документа и подписанное 26 марта. , 1999. Соглашение о Таможенном союзе и едином экономическом развитии (ЕЭП), принятое в феврале. В данном Соглашении были определены следующие виды сотрудничества: зона свободной торговли, территория Единого таможенного союза, отношения Таможенного союза с третьими странами, создание единого рынка услуг и труда, создание единого сельскохозяйственного рынка, создание единого научно-технического и информационного пространства.
Наряду с определенными достижениями создание Таможенного союза привело также к возникновению ряда крупных проблем и вызовов, затрудняющих реализацию поставленных целей.
Основные принципиальные вопросы формирования таможенного союза не были решены, а реальные доходы от хозяйственной деятельности, получаемые от его функционирования, были недостаточными.
На замедление экономической интеграции членов Таможенного союза повлиял ряд экономических факторов, среди которых следует отметить: различия в уровнях экономического развития, различия в отраслевой организации производства и географическом расположении стран. Формирование полноценного Таможенного союза осложнялось удаленностью некоторых участников, слабостью организационной структуры, а также значительными различиями в транспортных тарифах.
В ряде случаев снятие таможенных границ осуществляется под флагом Таможенного союза без введения единого таможенного тарифа и создания единой таможенной границы, что может привести к потере организации внутренних рынков страны-участницы. Россия и Белоруссия пошли дальше по пути интеграции, с 1995 года ликвидировали таможенный контроль и растаможку товаров, происходящих из России и Белоруссии, но некоторые проблемы все же есть. Некоторые из этих проблем затрагивают российские и белорусские государственные средства.
Например, в 1997 г. стороны практически полностью унифицировали свои таможенные тарифы, близкие к 100%. Но в 1998-1999 годах из-за ухудшения их общеэкономического положения разница между тарифами была близка к 30%. В те годы государства России и Белоруссии кое-что делали, не соглашаясь на внешнюю торговлю друг друга. Таким образом, Россия ввела экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты для третьих стран, а Беларусь – нет. В результате большая часть нефти и нефтепродуктов из России шла в государство Беларусь, а из них в страны Балтии и Европы с реэкспортом. Таким образом, Беларусь, у которой почти нет ресурсов нефти, стала одним из крупнейших ее продавцов. А российская казна стала терять доходы от поступления беспошлинно ввозимых товаров и беспошлинного прохождения российских товаров через государство Беларусь.
В октябре 2000 г. пятисторонний таможенный союз стал Евразийским экономическим союзом (Евразийский экономический союз) (договор о Евразийском экономическом союзе был подписан в Астане 10 октября 2000 г. и подписан главами государств России, Белоруссии, Казахстана , Кыргызстан и Таджикистан). Цель новой организации — создание единого экономического пространства в рамках пяти государств. Краткосрочными целями Союза были: согласование структурных реформ экономик государств-участников; Создание единой транспортной структуры и транспортного рынка; Введение единого таможенного тарифа; регулировать гармонизацию национальных законов; разработка общеполитического направления, связанного с международными организациями.
Основным качественным фактором, который будет способствовать переходу интеграции из официального статуса в реальность, является создание в ЕАЭС нового инструмента экономической коммуникации. Центральный совет представлен Интеграционным комитетом (собирается не реже четырех раз в год). Также были созданы Межпарламентская ассамблея и Общественный суд.
Библиографический список
- О. Гельдымухамедова и другие. Международные организации и объединения – Ашхабад.: ТДНГ, 2019.
- Журнал “Финансы и экономика”. № 4, 2021.