В настоящее время как в общей, так и в коррекционной педагогике особое внимание уделено развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из исследований в области коррекционной педагогики можно отметить, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую часть составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых чаще всего можно выделить детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Изучение особенностей познавательной деятельности детей с ОНР помогает определить пути педагогической коррекции психических процессов, которые усугубляют речевое недоразвитие.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это понятие, объединяющее разные сложные недостатки речевого развития, которые проявляются в системных нарушениях формирования всех компонентов (сторон) системы речи – фоне- тико-фонематического, лексического и грамматического – при отсутствии недостатков слуха и нарушений умственного развития.
Нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР, выражающиеся в элементарных, фрагментарных или неправильных синтаксических конструкциях, информированности процессов словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться у школьников с общим недоразвитием речи до старших классов (О.Е. Грибова, Н.С. Жукова, Л.С. Спирова, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.). Это обусловлено не только нарушениями речи детей, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии (ГС. Гуменная, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Г.В. Чиркина и др.).
Предложно-падежные конструкции и уровень его развития, которые достигается в дошкольном возрасте имеют значимое место в последующей жизни ребенка. Степень сформированности предложно-падежных конструкций во многом определяет успешность дальнейшего обучения дошкольника в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.
Базой нашего исследования явились МДОУ «Детский сад №15 п.Разумное», Белгородского района, Белгородской области». В экспериментальную группу входили дети с ОНР, в контрольную – дети без речевых нарушений. В обеих группах по 12 детей.
Цель экспериментальной работы: выявить уровень сформированности предложно-падежных конструкций в речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Обследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №15 п.Разумное», Белгородского района, Белгородской области», в старшей группе с детьми с общим недоразвитием речи, в третьем периоде обучения в логопедической группе.
В ходе теоретического исследования нами были выделены параметры, по которым можно определить уровень сформированности предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста:
- оптико-пространственная ориентировка;
- понимание предложно-падежных конструкций;
- употребление имени существительного в разных падежах;
- употребление предложно-падежных конструкций.
Обследование уровня предложно-падежных конструкций у детей проводилось на основании методик, разработанных Н.П. Рудаковой,
О.Е. Громовой, Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой.
Обследование правильности усвоения предложно-падежных конструкций детьми является одним из моментов исследования состояния сформированности грамматического строя языка, необходимого для установления речевого диагноза и определения путей дифференциального обучения.
Несформированность психолингвистических операций не только создает трудности при освоении правильного словоизменения на неосознанном уровне, но в дальнейшем может препятствовать формированию предпосылок усвоения морфологической системы языка в процессе школьного обучения.
Обследование проводилось по следующим методикам:
№ 1 «Где право? Где лево? Кто и Где находится?»
№ 2 «Прячем игрушку»
При выполнении заданий в ходе обследования дети столкнулись с определенными трудностями. Отмечалась недостаточная оптико-пространственная ориентировка по картинкам, неправильное понимание предлогов. При сформированных понятиях «Право» – «Лево» в ориентировке на собственном теле, эти понятия не устойчивы при выполнении задания на показ предметов, расположенных справа и слева на картинке. Стоит отметить непонимание многих предлогов, путаница в значении предлогов. Кроме того, дети не могут соотносить определенный предлог с подходящей падежной формой существительного и зачастую не предполагают наличия предлога там, где он нужен.
5 детей показали средний уровень сформированности предложно-падежных конструкций, 6 детей показали низкий уровень сформированности предложно-падежных конструкций.
Методика №1
С заданием №1 этой методики справились 9 детей, 2 ребенка терялись в определении правой руки. Можно отметить, что дети обучены правильно ориентироваться в правой и левой сторонах пространства относительно своего тела.
С заданием №2 данной методики справились все дети без затруднений. Это говорит о том, что дети способны правильно воспроизводить целостное изображение из его составных частей на основе данного им образца, действовать по подражанию.
Необходимо отметить, что обследование по вышеуказанным методикам проводилось с детьми, получившими в соответствии с программой определенные понятия и навыки в ориентировке на собственном теле и в пространстве.
Библиографический список
- Алтынбаева, Е.Г.Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] /
- Е.Г. Алтынбаева// Логопедический портал: [сайт]. Режим доступа: http://logoportal.ru/statya-15319/.html.
- Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] /Т.В. Ахутина.- М.:КД «Либроком», 2012. – 220 с.
- Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей
- [Электронный ресурс] / Т.П.Бессонова, О.Е.Грибова //Режим доступа: https://doc24693183_437399943?hash=1d7051a082dcd512&dl=555f9b05e4ba37b880.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000.
- Шашкина Г.Р. Современные технологии диагностики речевой деятельности дошкольников с нарушениями речи. // Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. В. 4 – М.: Логомаг. 2016. С. 384-395.