ПРИНЦИПЫ ОСМЫСЛЕНИЯ КИНООБРАЗА В БЕЛОРУССКОЙ КРИТИКЕ

Красикова Елизавета Владимировна
Белорусский государственный университет
факультет журналистики, выпускник

Аннотация
В статье рассматриваются принципы осмысления кинообраза в белорусской критике. Актуальность и основная проблема исследования определяются недостаточной системной проработкой структуры (коммуникативные возможности, культурный дисплей, жанровая ориентация и др.) этого направления киноведческой науки. Предметом пристального изучения в статье являются кинорецензии в издании «На экранах» как способ интерпретации и оценки кинопроизведений. Целью работы стало выявление структурных элементов кинорецензий в белорусской кинокритике.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Красикова Е.В. Принципы осмысления кинообраза в белорусской критике // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99141 (дата обращения: 23.04.2024).

Научный руководитель:
Локтевич Екатерина Вячеславовна
кандидат филологических наук, доцент
Белорусский государственный университет

 

Кинорецензия является критическим откликом на произведение киноискусства. Очевидно, что аналитическая состоятельность кинокритики предопределена необходимостью глубокого познания проблем киноискусства. Научность кинокритических произведений — свойство, достигаемое не имитацией академического стиля и не воспроизведением обязательных композиционно-структурных элементов, которые иногда отличают научную статью от журналистских произведений, предназначенных для широкой аудитории, а основательной научно-методологической подготовленностью критика, его способностью к концептуально-рациональному изучению рассматриваемых явлений и процессов [4, c. 23].

С целью осмысления кинообраза в белорусской критике, обратимся к журналу «На экранах», в котором представлены точки зрения профессионалов, осуществляющих детальный разбор обозреваемых фильмов. Помимо основного редакционного состава в журнале опубликованы материалы внешних критиков, а также студентов вузов соответствующего профиля обучения.

Структура кинорецензии, как указывает A.А. Земцова, состоит из конструктивного и иллюстративного элементов [1, с. 5]. Конструктивный — это тезисы и комментарии рецензента, относящиеся к его позиции, к иллюстративному элементу традиционно относят оценку содержания, места действия и героев, специфику воплощения отдельных кадров. Согласно М. Хоффманну, в кинорецензии картины и звуки вербализируются в тексте адресанта, а диалоги и полилоги становятся монологическим письменным текстом [2, с. 98].

Рассмотрим далее материалы в издании «На экранах» на предмет соответствия обозначенным структурным элементам. Анализ материалов показал, что в приоритете редакции и критиков журнала — национальный кинематограф. Так, например, в материале «Владимир Короткевич. „Был. Есть. Буду…“» за 5 ноября 2020 г. рассматриваются фильмы-экранизации романов писателя. Помимо непосредственного обзора фильмов (по поводу которых делаются довольно категоричные замечания, например: «имел печальную судьбу „полочного“ фильма»), автор материала анализирует биографию писателя.

Часто содержание материалов привязано к личности актера, приурочено юбилейной дате, нередко это биография известного в киносреде человека или ее сочетание с рецензией на фильм. В журнале рассматриваются не только фильмы, но и некоторые театральные постановки, хотя издание тематически ориентировано на киноискусство (на сайте обозначена следующая информация: «С момента своего рождения ориентированный на пропаганду и популяризацию кинематографа, он никогда не отступал от своей концепции» [3]). Наряду с рецензиями в журнале публикуются анонсы предстоящих мероприятий, связанных с кино, — афиши новых фильмов, предстоящих фестивалей, конкурсов и др.

Классическая рецензия в журнале встречается нечасто. В основном авторы рассматривают биографию режиссера или актера, дают комментарии к фильмам. Однако некоторые рецензии положительно «выпадают» из общей схемы, а потому представляют для нас особый интерес.

Например, материал «Облако-память. Часть II-я» за 8 августа 2016 г. — рецензия, в которой автор статьи обращается к различным источникам, чтобы сделать объективный обзор, включая мнение самого режиссера. Автор материала — Галина Шур — подробно разбирает сюжет, аналитически останавливаясь на ключевых моментах: «возникает ощущение, что авторы пытались обнаружить хотя бы одного человека, который „не одобрял“», «интуитивно режиссер поставил вместо точки многоточие», «сохранили мудрость и целостность восприятия пережитого» [3].

Работа «Мир и война в израильском кино» от 10 июля 2013 г. [3] Л.П. Саенковой-Мельницкой изначально публиковалась в печатной версии журнала, а затем уже на сайте издания, где, к сожалению, читатели не могут оставлять отзывы, поэтому оценить диалогическую активность аудитории затруднительно. Возможно, данный материал стал бы поводом для художественной активации реципиента — после прочтения мнения кинокритика он бы проявил интерес к фильму и решился посетить кинотеатр. Примечательна профессиональная лексика критика: «кинематографический жанр», «фильм-бурекас», «спагетти-вестерн», «бульба-хоррор», «синтез комедии и драмы, приключения и road-movie», «новое модернистское кино» и др. В этой связи можно говорить о формировании кинодискурсного тезауруса для читателей посредством материалов журнала «На экранах».

Так как материал Л.П. Саенковой-Мельницкой написан профессиональным и художественным языком, то это способствует культурному развитию зрителя. О нацеленности критика на формирование зрительской культуры указывает наличие в материалах качественных разборов фильмов, привитие определенного вкуса аудитории. Если рассматривать наличие этого аспекта в рецензии «Мир и война в израильском кино», то можно заметить, что автор рекомендует израильское кино как качественное, пытается убедить читателя в том, что этот фильм необходим для просмотра, ведь он многоаспектно раскрывает израильскую культуру. Это подтверждается наличием следующих аналитических элементов: «Израильское кино вызывает искренний интерес и уважение, как и страна в целом. Не сказать, чтобы это была terra incognitа для нашего зрителя, но о киноискусстве государства Израиль мы действительно знаем очень немного. К тому же, кажется, что на каждом сантиметре этой территории талантов больше, чем где бы то ни было. С другой стороны, израильское кино не является таким брендовым знаком в мире, как, например, когда-то французское или итальянское, а теперь — румынское или латиноамериканское» [3]. Нет сомнений в том, что материалы подобного содержания действительно развивают зрительскую культуру. Очевидно, что рецензии, представленные в журнале, направлены на образованную, культурно-ориентированную аудиторию, так как в текстах используются латинизмы без пояснения (критик уверен в том, что читатель его понимает). Автор критического материала говорит о фильмах с уверенностью в том, что аудитория с ними знакома, и дает только краткую характеристику этим фильмам в виде указания основной тематики.

Таким образом, редакция издания «На экранах» ориентирована на поддержание положительного образа национального кино. В журнале присутствует жанровое многообразие кинокритики, однако в дальнейшем можно в большей мере применять аналитику образной системы, чтобы привлечь читателей и предоставить информацию, которой нет в открытом доступе. Также, учитывая угасающий интерес к печатным изданиям, для увеличения читательской аудитории журнала редакции необходимо обратить внимание на развитие сайта и соцсетей издания.

 


Библиографический список
  1. Земцова Л.А. Искусствоведческая рецензия как жанр массовоинформационного дискурса: дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. Волгоград: ВГПУ, 2006. 205 с.
  2. Hoffmann M. Filmwerbung zwischen Konventionalität und Originalität. Fortgesetzte Untersuchungen zum Kommunikationswandel in der DDR / M. Hoffman // Muttersprache – Vierteljahresschrift für Deutsche Sprache. Wiesbaden, 1995. Р. 97–118.
  3. Сайт журнала «На экранах». URL: http://www.domdruku.by/ru/na-ekranah-ru (дата обращения: 01.10.2022).
  4. Тяжлов Я.И. Медиапросветительский потенциал кинокритики в современных российских средствах массовой коммуникации: дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. Белгород: НИУ «БелГУ», 2017. 256 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Куликова Ксения Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация