ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ И ДРУГИХ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ

Орлов Игорь Сергеевич
НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
студент

Аннотация
В данной статье раскрыта защита личных неимущественных прав и других нематериальных благ на основе Гражданского кодекса РФ. Правовое регулирование правоотношений, возникающих о поводу нематериальных благ. Виды и защита нематериальных благ.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Орлов И.С. Защита личных неимущественных прав и других нематериальных благ // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/02/97719 (дата обращения: 26.12.2024).

В современной редакции Гражданского кодекса РФ в ст. 152 содержатся положения, говорящие именно о защите достоинства, чести и деловой репутации. В данной статье рассматривается возможность гражданина требовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию, если же распространивший такие сведения не докажет, что они существуют в действительности. Статья 152 ГК РФ, пункт 9 содержит положение про компенсацию морального вреда и возмещение убытков. Гражданин, чьи права нарушены, т.е. в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию, наряду с опровержением предоставленных сведений или опубликованием своего ответа на сведения, вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причинённых распространением этих сведений [1].

В процессе реформы Гражданского законодательства в 2013 году произошли изменения в 3 подразделе Гражданского кодекса РФ касающиеся вопросов защиты чести, достоинства и деловой репутации [2]. Эти новшества направлены на распространение порочащих данных в сети Интернет. В случае, когда произошло широкое распространение в сети данных, которые не соответствуют действительности, и опровержение невозможно исполнить в полном объеме, потерпевший имеет право потребовать изъятие и удаление предоставленной информации, пресечения и запрещения последующего ее применения [6].

Удаление пресечение и запрещение дальнейшего использования информации, производится изъятием и уничтожением её в целях внедрения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих данные сведения, в случае, если без уничтожения этих экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации технически не предоставляется невозможным (ст. 152 ГК) [1].

В 2013 году ФЗ № 142 от 02.07.2013 г. в ГК РФ был введён пункт 10 статьи 152, в котором говорится о сроке исковой давности, составляющем один год со дня опубликования порочащих сведений в средствах массовой информации. До введения новшеств в ГК РФ такого пункта не было [2].

Тот же закон дополнил пунктом 11 и статью о защите чести, достоинства и деловой репутации. В данном пункте говорится о невозможности компенсировать моральный вред юридическим лицам, за которыми деловая репутация признаётся как нематериальное благо. Так как юридическое лицо является созданным субъектом, присущие человеку нравственные и физические страдания он испытывать, не может [2].

При рассмотрении вопроса о защите нематериальных благ, таких как честь, достоинство и деловая репутация, так же необходимо рассмотреть ряд условий, которые выделяются непосредственно при изучении текста статьи.

  1. Необходимо распространение порочащих или же несоответствующих действительности сведений. В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24.02.2005 №3 даётся определение понятию распространение сведений, порочащих честь и достоинство граждан или их деловую репутацию и юридических лиц. Под ним следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляция по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и иных СМИ, также распространение в сети Интернет и с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу [4].
  2. Распространенные сведения должны быть порочащего характера. В законодательстве РФ не предусмотрено единого понятного определения порочащих сведений, так как быстрое развитие общества не позволяет это сделать из-за смены представлений о моральных качествах и поступках. В Постановлении Пленума Верховного суда №3 от 24.02.2005 г. Верховный суд даёт толкование этих сведений. К ним он относит утверждения про совершение юридическим лицом или гражданином неправомерных поступков, нарушении или же несоблюдении действующего законодательства и подобные ситуации, умаляющие честь, деловую репутацию или достоинство юридического лица, гражданина. Для определения порочащего характера сведений суд может привлекать специалистов в необходимых областях (например, психолога), и назначить экспертизу (к примеру, лингвистическую) [4].
  3. Наличие неправдивого или ложного характера сведений. По утверждению Верховного суда к ним относятся утверждения о событиях или фактах, не совершенных в реальном времени, а также к которым относятся оспариваемые действия, имеющие иную трактовку.

Без наличия перечисленных условий суд имеет право отказать в удовлетворении иска [4].

При этом, следует обратить внимание на некоторые иные особенности, указанные в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утверждённые Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16 марта 2016 года [5]:

  1. Распространение сведений, порочащих честь и достоинство, и несоответствующих действительности, может быть подтверждено абсолютно любыми доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости в соответствии с ГК РФ [5].
  2. Лицо, распространившее противоправные сведения, освобождается от ответственности, при условии доказательства соответствия сведений действительности. Если сведения будут соответствовать действительности только частично, в иске может быть отказано.
  3. Следует учитывать, что средство массовой информации не несёт ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и (или) порочащих деловую репутацию гражданина или юридического лица, если СМИ дословно воспроизвело сообщение, опубликованное другим средством массовой информации, и если не будет доказано, что оно знало или должно было знать о том, что распространяемые сведения не соответствуют действительности. При этом, СМИ обязано опубликовать опровержения этим сведениям [3].
  4. Распространение ложных сведений скрыто под товарным знаком, под которым производится продукция истца, это умаляет деловую репутацию самого истца, хотя сам истец и не был назван в публикации [5].

Таким образом, при защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо наличие трёх условий удовлетворения иска: распространение, несоответствие действительности информации, порочащий характер. А также внимательный подход к подбору доказательств, со стороны истца и ответчика.


Библиографический список
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 1): офиц. текст ФЗ от 26.01.1996 г. № 14 – ФЗ. – СПС Консультант Плюс.
  2. О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: офиц. текст. ФЗ № 142 – ФЗ от 02.07.2013 г. – СПС Консультант Плюс.
  3. О средствах массовой информации: офиц. текст ФЗ от 7.12.1991г. № 2124 – 1 – ФЗ. – СПС Консультант Плюс.
  4. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: офиц. текст. Постановления Пленума Верховного суда РФ №3 от 24 февраля 2005 г. – СПС Консультант Плюс
  5. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации: офиц. текст. Обзора практики 16.03.2016 г. – СПС Консультант Плюс.
  6. Степков, А. Ю Личные неимущественные правоотношения и нематериальные блага в гражданском праве России: понятие, виды, соотношение / А. Ю. Степкова // Энигма. – 2021. – № 29-1. – С. 33 – 38.


Все статьи автора «Симдянкина Елена Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: