Ключевым фактором развития страны является образовательная система. Обществу, государству необходимо, чтобы образование эффективно выполняло такие традиционные функции, как воспитания патриотизма, формирования личности, социализации.
Государственная политика в области образования — это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, которая осуществляется им для достижения соответствующих стратегических целей и задач всероссийского и даже глобального значения [2].
Государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:
- гуманистический характер образования;
- единство образовательного пространства в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования;
- светский характер образования;
- плюрализм и свобода в образовании;
- интеграция российской образовательной системы с системами образования других государств;
- демократический характер управления образованием [3].
В настоящее время государство ставит своей целью вывести Российскую Федерацию из кризиса в сфере ВО, для чего необходимо обеспечить:
- реализацию права на получение бесплатного высшего образования;
- формирование в общественном сознании отношения к ВО как высшей ценности;
- воспитание молодого поколения в духе уважения к закону и высокой нравственности;
- создание социально-экономических условий для развития системы высшего образования;
- стимулирование юридических и физических лиц, осуществляющих образовательную деятельность, путём предоставления налоговых и таможенных льгот;
- законодательное закрепление административной, имущественной и материальной ответственности учредителей ВУЗов;
- соблюдение трудового законодательства;
- вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству образовательных услуг, расширение участия в образовательных программах международных организаций и сообществ [3].
Четкое понимание структуры системы ВО и актуальных проблем ее функционирования определяет цели, принципы и направления модернизации ВО. Стратегия развития высшего образования России заключаются в системном преобразовании модели управления с учетом национальных особенностей и международных стандартов.
В России действуют следующие государственные органы управления высшего образованием:
1) Министерство науки и высшего образования РФ;
2) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
3) федеральные ведомства в сфере управления образованием (например, министерства обороны МВД, Минздрав);
4) государственные органы управления образованием субъектов РФ;
5) муниципальные (местные) органы управления образованием.
К компетенции государственных органов управления высшим образованием относятся:
- разработка и реализация международных, федеральных и региональных программ в области ВО;
- разработка ФГОСов и установление эквивалентности документов о высшем образовании;
- государственная аккредитация ВУЗов;
- модернизация структуры системы ВО;
- разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
- разработка нормативной базы для существенного повышения эффективности использования материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов: 1) установление порядка аттестации научно- педагогических работников в соответствии с законодательством РФ; 2) финансирование ВУЗов; 3) обеспечение оснащенности образовательного процесса;
- оценка качества образовательной деятельности [3].
Министерство науки и высшего образования РФ является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ВО, научной, технической и инновационной деятельности, развития научных исследовательских центров, технополисов.
В условиях демонополизации появление негосударственных высших образовательных учреждений стало закономерным явлением, стимулирующим развитие образовательной системы. Для расширения негосударственного образовательного сектора необходимо ставить негосударственные ВУЗы наравне с бюджетными с момента получения ими государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности. В общем, цель реформирования сводится к дальнейшему разгосударствлению ВУЗов, в первую очередь через создание автономных учреждений. Децентрализация ВО становится политикой стратегии развития ВУЗов [2].
Сфера образовательных услуг должна иметь государственное регулирование, так как именно государство — главный заказчик на получение высококвалифицированного специалиста [1].
В качестве проблем развития высшего образования отмечают:
- неспособность предоставить всем желающим возможность получения необходимого ВО;
- недостаточный уровень развития информатизации и технологий;
- неопределенность места ВУЗа в общественной структуре;
- низкая мобильность, адаптивность системы ВО к различным социально- экономическим условиям;
- меняющиеся глобальные условия;
- реформирование полномочий уровней власти;
- опасность снижения доли ответственности государства за сферу ВО.
Образовательная система в России, идущая на постепенное сближение с европейской моделью образования, воспринимает необходимые формы демократизации высшего образования.
К примеру, наделение преподавателя статусом государственного служащего возлагает на него дополнительные обязанности и ответственность за результат своей деятельности и ВУЗа в целом. Таким образом, можно появляется принцип взаимной ответственности государства и учебного заведения за качество предоставляемого образования. ВУЗ, выдавая диплом о высшем образовании, в лице государства подтверждает наличие у выпускника необходимого уровня знаний [1].
Отсюда следует, в данной модели организации ВО синтез частных и публичных инструментов регулирования образовательной деятельности с активным участием государства может быть положен в основу новой системы высшего образования.
Государственное стимулирование ВУЗа заключается в побуждении ВУЗа действовать добровольно, двигаясь к поставленной государством цели, но при этом выполняя предписания управляющего органа.
Подготовка специалистов с высшим образованием должна осуществляться на федеральном уровне с учетом развития рынка труда. Одним из направлений рационализации сети учреждений высшего образования провозглашается объединение их в комплексы университетского типа, включающие в себя образовательные учреждения различного уровня образования.
Анализируя современные тенденции общественного развития, можно сказать, что существует необходимость расширения общественного участия в управлении образованием на всех его уровнях. Причиной этому служит модернизация отечественной образовательной системы в целях его соответствия требованиям общемировой тенденции в высшем образовании [1].
Государственная политика в области образовании продолжает оставаться одной из функций государства, а образование по-прежнему быть приоритетом в развитии России. Реформирование государственного регулирования в сфере ВО призвано способствовать росту качества образовательных услуг, повышению системы образования на международной арене [2].
Библиографический список
- Гарибова Е.А. Механизмы государственно-частного партнерства в системе высшего профессионального образования: проблемы и пути их решения // Пространство экономики. 2014. № 2-3.
- Мамедов А.А. Государственное регулирование в сфере высшего образования // Вестник РУДН. 2011. № 2.
- Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ