СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Федосеева Любовь Алексеевна
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Как известно семья является ячейкой общества, где происходит формирование личности ребенка, становление его эмоционального состояния и навыков межличностного общения посредством функций семьи. Как одна из важнейших функций семьи выделятся воспитательная функция. В статье рассматриваются факторы, влияющие на семейное воспитание и социальные проблемы, возникающие в развитии этих факторов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Социальные проблемы семейного воспитания // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/08/96442 (дата обращения: 14.03.2024).

Семья считается основой и опосредующим звеном передачи ребенку социального и исторического опыта, и в первую очередь навыка взаимоотношений между людьми. На основании этого можно сказать, что семья выступает фундаментальным институтом воспитания и социализации для ребенка [1].

Являясь первичной ячейкой общества, семья выполняет различные функции, которые имеют большую ценность как для общества в целом, так и индивидуально для каждого человека. Под функциями семьи понимаются основные направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На протяжении всей истории функции не остаются неизменными: возникают новые, отмирают либо наполняются другим содержанием прежде образовавшиеся. Изменения происходят, так как на семью влияют различные факторы: требования предъявляемые обществом, семейное право и нормы морали, реальная помощь семье от государства.[1]

Основными    функциями   семьи   в   соответствии   со   сферой  семейной деятельности, по мнению М. С. Мацковского, являются:

  • репродуктивная;
  • воспитательная;
  • хозяйственно-бытовая;
  • экономическая;
  • сфера первичного социального контроля;
  • социально статусная;
  • сфера духовного общения;
  • досуговая;
  • эмоциональная;
  • сексуальная [2].

Все функции семьи тесно взаимосвязаны между собой, находятся в прямой зависимости и взаимно дополняют друг друга, по этим причинам какие- либо нарушения в одной из этих функций отражаются и на выполнении другой.

Важнейшей функцией семьи является воспитательная, содержанием которой выступает осуществление первичной социализации ребенка и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно строиться на сотрудничестве, когда родители и ребенок взаимодействуют друг с другом в процессе жизнедеятельности семьи.

В. И. Гребенников выделяет три аспекта воспитательной функции семьи:

  • Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья служит передаче социального опыта ребенку. Через общение в семье ребенок вбирает принятые в обществе формы поведения, нормы, нравственные идеалы и ценности;
  • Воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи. В процессе развития семьи вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценности и идеалы.
  • Постоянное влияние детей на родителей, которое побуждает их к самовоспитанию. Это обусловлено тем, что ребенок обогащает опыт родителей приемами, которые черпает из общения вне семейного коллектива, а также побуждающим фактором к самовоспитанию является желание родителей развить у своего ребенка способности, которые помогут ему без затруднений вступить в новую жизнь [3].

Бесспорно, стоит отметить, что основополагающей функцией семьи является воспитание подрастающего поколения. Она связана со всеми аспектами жизнедеятельности семьи. Однако стоит отметить, что практика семейного воспитания показывает, что воспитание не всегда бывает

«качественным». Одни родители не умеют воспитывать и способствовать формированию собственного ребенка, другие не находят в себе желания заниматься воспитанием, третьи не имеют возможности в силу каких-либо жизненных обстоятельств, четвертые не придают этому большого значения [1].

Качество семейного воспитания зависит не только от желания или не желания родителей заниматься воспитанием своего ребенка, но и во многом от влияния на семейное воспитание различных социальных проблем. Ряд социально-культурных, социально-экономических, гигиенических, демографических и других факторов, оказывающих влияние на семью, приводит к тому, что семья в итоге оказывается в таком положении, что не в силах обеспечить ребенку полноценное воспитание и всестороннее развитие [4].

Социально-культурный фактор определяется тем, как относятся родители к деятельности по воспитанию ребенка. Благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: осознание ответственности за воспитание ребенка как члена социума. Большую роль здесь играет микроклимат семьи, который непосредственно оказывает влияние на эмоциональное самочувствие всех членов семейного коллектива. Благоприятные эмоциональные взаимоотношения в семье формируют у всех её членов чувства, действия, направленные друг на друга и также состояние благополучия переносится на другие сферы взаимоотношений вне семьи. И напротив, неблагоприятная психологическая обстановка в семье, конфликты между её членами, отсутствие душевной близости в семейном коллективе часто является фундаментом дефектов развития и воспитания ребенка, таких как равнодушие, черствость, грубость, недисциплинированность, что в дальнейшем может привести к формированию отклоняющегося поведения, которое противоречит принятым в обществе правовым и нравственным нормам [1, 5].

Имущественными характеристиками семьи определяется социально- экономический фактор. Воспитание детей требует от родителей серьезных материальных затрат, на этом фоне возникают социально-экономические проблемы связанные с низкой материальной обеспеченностью семей, приводящей к тому, что значительная масса семей сталкивается с проблемами организации отдыха и досуга, здравоохранения, а также образования подрастающего поколения. Также низкая материальная база может стать основой формирования девиантного поведения, как у родителей, так и у ребенка, что связано с большой психоэмоциональной и трудовой нагрузкой на родителей и в последующем отражении модели такого поведения на ребенке. Формами проявления девиантного поведения может стать алкоголизм или наркомания [6].

Гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи также зависит от места и условий проживания, организации питания ребенка и оборудования жилища. Гигиенический фактор тесно связан с социально- экономическим, так как чем ниже материальная база семьи, тем меньше возможностей для организации качества обустроенности жилья, выбора места проживания. Удобная и красивая среда обитания это не просто украшение жизни, она оказывает положительное влияние на развитие ребенка, а её отсутствие сказывается на развитии воображения, пробуждении фантазии ребенка.

Демографический фактор определяется тем, что структура семьи и её состав (полная, неполная, многодетная и др.) диктуют свои особенности воспитания ребенка. Определение благоприятной воспитательной среды для ребенка в зависимости от типа семьи довольно условно, потому что каждая семья уникальна по своей внутренней структуре. Нельзя с уверенностью сказать, что полная семья является залогом успешного воспитания ребенка, также и, наоборот, о том, что в неполной семье воспитать ребенка довольно проблематично.

Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, и конфликтные ситуации возникают по поводу и без повода. Неблагополучными принято называть семьи, где имеются явные дефекты воспитания, к ним можно отнести: полное эмоциональное отторжение, гиперопеку, гипоопеку. Следовательно, полная семья не является гарантом полноценного воспитания ребенка.

Неполные семьи часто возникают вследствие таких причин как смерть одного и супругов, развод. Неполная семья в составе матери и ребенка является наиболее встречающейся. От последствий развода в большей степени страдает ребенок, так как зачастую мать препятствует участию отца в воспитании ребенка и утрата возможности регулярного или эпизодического общения с родителем, покинувшем семью травмирует психику ребенка. Распад семьи меняет её привычный уклад, что осложняет процесс воспитания. Материальные и социальные проблемы являются причиной психологического стресса одинокой матери, который приводит к неустойчивости настроения, повышенной раздражительности и вследствие гневной раздражительной реакции на ребенка, часто это провоцирует ответное агрессивное поведение ребенка [1, 3, 6].


Библиографический список
  1. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
  2. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. – М., Наука, 1989.
  3. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи / И. В. Гребенников. – М: Знание, 1976. – 40 с.
  4. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
  5. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова ; под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 447 с.
  6. Дубинин С. Н. Алкоголизм как одна из форм девиантного поведения несовершеннолетних подростков и меры борьбы с алкоголизацией несовершеннолетних подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 6. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alkogolizm- kak-odna-iz-form-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih-podrostkov-i- mery-borby-s-alkogolizatsiey-nesovershennoletnih


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация