Актуальность работы (названной книги) объясняется повышением значимости транспортных систем в процессе социально-экономического развития с учетом происходящих процессов глобализации. Дополнительную актуальность рассматриваемой работе придает то, что в начале 21 века в России происходит переход от территориально-производственных комплексов к экономике кластерного типа. В настоящее время в нашей стране формируется около 25 территориально-производственных кластеров. Это неизбежно приведет к реструктуризации национальной транспортной системы. При этом наиболее интенсивно будут развиваться транспортные узлы, соответствующие вновь формируемым территориально-производственным кластерам. Одновременно с этим возрастают и требования заказчиков (грузоотправителей, пассажиров) к степени комплексности и уровню качества транспортных услуг.
Вместе с тем процесс нового системообразования в транспортной сфере, повышение требований заказчиков к транспортным услугам пока еще не нашел своего отражения в развитии научного обеспечения транспортной деятельности. Отсутствие единой методологической базы в транспортной науке приводит к тому, что часто научные исследования имеют фрагментарный и тупиковый характер (не получают дальнейшего развития). Это может снижать научную новизну и практическую ценность научных исследований в области транспорта.
Для научного осмысления и сопровождения процессов развития и реструктуризации национальной транспортной системы необходимо адекватное развитие транспортной науки. Из философии и методологии науки известно, что наиболее развитой формой научного знания является общая, полная теория (наука).
Это объясняет стремление автора рецензируемой работы создать именно такую полную теорию научных знаний в области транспортного дела. Для создания общей теории транспортного дела в работе были использованы положения философии и методологии науки. Сущность создаваемой научной дисциплины была раскрыта путем описания ее объекта и предмета, научного метода, функций и ролей, законов общей теории транспортных систем. Объект исследования формируемого научного направления описан как сложная система, обладающая рядом качеств, присущих такого рода системам (большое число и разнородность элементов, иерархия, многофункциональность, эмерджентность и др.).
Далее в работе определены миссия, видение, цели развития общей теории транспортных систем, исследованы сущность и содержание задач общей теории транспортных систем. Кроме этого в рецензируемой монографии описаны основные теоретические и практические задачи общей теории транспортных систем. Описаны методики проектирования и анализа социально-экономической эффективности транспортных систем.
Важное теоретическое и практическое значение для развития и оценки эффективности транспортной системы имеет разработанная автором четырехуровневая модель транспортной услуги. Кроме этого в данной работе были разработаны модели комплекса услуг социального и технического сервиса в сфере транспорта.
Это предопределяет научную новизну и практическую ценность рассматриваемой работы. С познавательной точки зрения развиваемые в работе методологические положения транспортного дела могут представлять собой способ исследования и познания сущности транспортной деятельности, в том числе и транспортного машиностроения в контексте функций, ролей и законов данной научной теории. При этом изучение ролей транспортного дела могут позволять исследователям более правильно и точно формулировать цели и задачи своих научных исследований, инноваций. Кроме того, знание функций и ролей общей теории транспортных систем (транспортного дела) может позволить прогнозировать результаты научных исследований и инноваций.
Более того практическое значение общей теории транспортных систем состоит и в том, что открывает возможность для проектирования, позиционирования, сравнительного анализа и оценки качества транспортных услуг (в том числе для различных конкурирующих видов транспорта).
С точки зрения занимаемого общей теорией транспортных систем положения в научном пространстве положения (научного позиционировании) можно сказать, что рассматриваемая общая теория относиться к объектовому направлению в современной науке. Это предопределяет повышенную практическую эффективность развиваемой научной дисциплины. Дальнейшее развитие общей теории транспортных систем и услуг в качестве научной платформы может создавать условия для дальнейшего повышения научной и практической эффективности в области транспортных систем и услуг.
Можно ожидать, что дальнейшее развитие общей теории транспортных систем может быть более продуктивным и успешным, если оно будет сочетаться с более активным внедрением в транспортных науке и инновационной деятельности проектного (продуктового) подхода, формированием проектных команд и матричных организационных структур в организациях транспортного машиностроения, осуществляющих научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
Общая теория транспортных систем может рассматриваться и как методологическая составляющая научной и/или технологической платформы в сфере транспорта и другое.
Значительным может оказаться и влияние рассматриваемой книги на процесс повышения качества высшего транспортного и машиностроительного образования. Факторами такого влияния данной книги на качество высшего образования могут быть: создания на основе этой книги единого методологического подхода в изложении учебного материала в рамках системно-деятельностной концепции в высшем образовании; ориентация в научно-педагогической деятельности вузов на транспортную услугу, как продукт деятельности в отрасли.
При этом создаваемые в рамках общей теории транспортных систем (транспортологии) причинно-следственные связи особенно важны для повышения качества высшего образования студентов, относящихся к поколению Z. Такая повышенная значимость системного изложения учебного материала в области транспортных систем определяется тем, что для представителей поколения Z характерно клиповое мышление. Такому типу мышления свойственно ослабление причинно-следственных связей между действиями и их результатами. В этой ситуации использование знаний, учебных материалов в контексте общей теории транспортных систем будет способствовать повышению качества высшего образования студентов, относящихся к поколению Z.
Таким образом, автором предлагается сформировать междисциплинарное прикладное научное направление создания единой эффективной национальной транспортной системы, объединяющее в себе разделы различных наук – от философии, теории сложных систем, математического моделирования, анализа данных и менеджмента до разработки требований к техническим транспортным средствам и технологиям. Примером подобного подхода может служить междисциплинарная инженерная наука энергетика.
В целом рассматриваемая монография Глущенко В.В. «Транспортное дело (общая теория транспортных систем, транспортология). – М.: Глущенко Валерий Владимирович, 2019.- 116 с. обладает достаточной научной новизной и практической ценностью и может быть рекомендована читателям (бизнесменам, практикам, преподавателя, студентам, выпускникам вузов)
Библиографический список
- Глущенко В.В. «Транспортное дело (общая теория транспортных систем, транспортология). – М.: Глущенко Валерий Владимирович, 2019.- 116 с.