К ВОПРОСУ ЗАМЫСЛА В.Ф. ТЕНДРЯКОВЫМ РОМАНА «ПОКУШЕНИЕ НА МИРАЖИ»

Соколовский Константин Геннадьевич
Гуманитарно-техническая академия (Казахстан)
доцент кафедры общеобразовательных дисциплин

Аннотация
В статье рассматривается история романа В.Ф. Тендрякова «Покушение на миражи».

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Соколовский К.Г. К вопросу замысла В.Ф. Тендряковым романа «Покушение на миражи» // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/05/95449 (дата обращения: 13.03.2024).

Философское моделирование и интеллектуальный подход к философскому осмыслению действительности, явлений общественной жизни, религиозных аспектов бытия, движения истории вообще – не самый трендовый аспект современной литературы. Тем не менее, многие читатели романа В. Тендрякова «Покушение на миражи» продолжают помнить о нём и теперь, не смотря на обилие литературы на разнообразные темы. Сегодня у читателя есть доступ практически к любой отечественной и зарубежной литературе, но в ряду многих иных романов «Покушение на миражи» продолжает отличаться нетипичным подходом к проблематике.
Роман «Покушение на миражи» был опубликован уже после смерти автора в 1987 году, и, возможно, не совсем в том виде, в каком он мог бы выйти при жизни В.Ф. Тендрякова.
Развитие мысли автора о роли Христа в истории человечества (вне зависимости от того, был ли он реальным человеком либо остаётся лишь предметом веры), стремление воплощения интертекстуальности во многом отражают общие литературные тенденции того периода. Философский роман в советской действительности недаром начал тяготеть к истории, у людей возникает естественное желание сделать такой выбор, при котором последующее общественное развитие окажется наиболее благоприятным.
Роман В.Тендрякова образом можно отнести к «возвращенной литературе», действительно, текст впервые был опубликован после смерти автора, в период перестройки, когда наблюдалась либерализация, движение к большей свободе слова.
Роман включает в себя определённый ряд композиционных сложностей, в нём нелинейная структура повествования, присутствуют зарисовки исторического характера, размышления героя, диалоговый формат развития идеи, включены и некоторые лирические отступления. Жанр интеллектуального романа в данном случае позволяет реализовать многослойность повествования. Обращение к истории же требует достаточно внимательного и аккуратного отношения. Поскольку в романе нет ярко выраженной динамики, то читатель должен быть готов к особому настрою и восприятию. Хотя идейное движение мысли в романе достаточно насыщено. Тот факт, что автор обращается к достаточно сложной теме и развивает свои идеи вокруг действительно нетривиального сюжетного стержня, позволяет ему формировать текст романа последовательно развивая ту или иную сферу, аспект проблемы.
Со слов Н.Г. Асмоловой нам известна история публикации романа «Покушение на миражи». Так, критик рассказывает, что роман был фактически написан к 1982 году. Однако, публикация застопорилась по разным причинам. В результате, только в 1987 году – к тому моменту после смерти Владимира Тендрякова прошло уже три года – он вышел в свет. При этом, первоначальное название, которое готовили в 1982 году, было не «Покушение на миражи» а «Евангелие от компьютера». Нужно отметить, что оно – гораздо более броское, сразу заявляющее о смысле и сути книги, – действительно отражающее общий замысел. О том, почему и кем было решено сменить название, к сожалению, не известно. Было ли это стремление автора или такую вольность избрала редакция журнала? Вероятно, В. Тендряков сам решил изменить его, дабы выделить совершенно иные акценты, сместив их от журналистски выигрышного «компьютерного завета» на важные для писателя проблемы нравственности и веры. Согласимся, что он «…рискнул определить направления будущего развития человечества» [1, с. 7]. При этом «философские построения» многое определили в художественном дискурсе романа, однако «нравственный элемент всегда преобладал над интеллектуальным» [2, с. 2].
Как отмечается в предисловии романа, «под рукописью «Покушение на миражи» стоит дата — 1979 год. Это дата окончания первого варианта, который автор считал возможный показать в редакции журнала. Потом снова была работа, Владимир Фёдорович сделал новый вариант, изменил профессию героя — героем стал не историк, а профессиональный физик, человек, способный реально «поверить алгеброй гармонию» на современных ЭВМ. Но не изменилась мысль романа, она лишь укрепилась в новой редакции. Роман был передан автором в редакцию «Нового мира» и подготовлен к печати в 1982 году. Однако Тендряков не увидел его напечатанным. И только сейчас к читателю придет его итоговая книга».
Вышел роман в журнале «Новый мир», редактором тогда был С. Залыгин.
Для В. Тендрякова естественно обращаться к проблемам нравственности, его центральным объектом внимания неизменно оказываются ценности человеческие. В своей статье «Личность и коммунизм» 1968 года автор пишет: «прежде, чем заняться уничтожением» каких-либо «зловредных явлений», надо уяснить себе, «где начало и где конец» этих самых зловредных явлений. «Уяснить в каждом конкретном случае! Объективными экономическими признаками этого не сделаешь, только через субъективные ощущения, только через духовное. Ну, а духовным-то социальные теории не занимаются, они ищут объективные законы развития человеческого общества». Воплощение этого замысла, обличение его в художественную форму – это и есть, по сути, роман «Покушение на миражи». Дело в том, что ключевая задача произведения – не в доказательстве необходимости Иисуса Христа, как личности, не в цикличности истории, а в определении духовно-нравственных, религиозных первооснов общества.
Тот эксперимент с историей, который реализуется в рамках смоделированного им в художественном произведении пространства, позволяет автору рационально и эмоционально всмотреться в религиозные тезисы, историю и ее вехи, определить особенности социального развития и попытаться на этой основе вглядеться в будущее – каким оно будет? Роман не переходит жанровых границ, не становится научной фантастикой, оставаясь в рамках зыбкой реалистичности, хотя автор уже работал с жанром научной фантастики, достаточно вспомнить его «Путешествие длинною в век». В романе «Покушение на миражи» достаточно много возможностей для того, чтобы сделать его научно-популярным или фантастическим, но В. Тендряков удерживает повествование в рамках философского романа на принципах реализма.


Библиографический список
  1. Огрызко В. Затмения и прозрения // Литературная Россия. – 2015. – №2006 / 27. – февр
  2. Петров В.Б. Страсти о ближнем, или проблемы нравственного воспитания (на материале романа В. Тендрякова «покушение на миражи») // Мир науки. – 2018. – №4.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Соколовский Константин Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация