Сегодня вопрос формирования правовой культуры населения и преодоление процессов нигилистического характера - один из наиболее актуальных. Не раз в своих выступлениях Президент РФ В.В. Путин упоминал о том, что наше общество еще не преодолело правовой нигилизм, но менталитет власти меняется, а правотворческая культура растет. [1] В последнее время мы можем наблюдать процессы, связанные с преодолением деформаций правосознания, искоренением неуважения к праву, а также процессы, связанные с повышением уровня правовой культуры. Прежде чем рассматривать вопрос о формировании правовой культуры в отдельно взятом муниципальном образовании необходимо уяснить, что представляет собой само явление правовой культуры и как на него оказывает влияние географическое положение.
Правовая культура – явление многогранное и по большому счету – многоаспектное. Данное утверждение подкрепляется тем, что ряд исследователей под правовой культурой понимают совокупность нескольких компонентов: право, правовые отношения, правосознание, законность, правопорядок, правомерное поведение граждан. [9, с. 345] В.К. Бабаев и В.Н. Баранов считают, что правовая культура – это совокупность юридических институтов, норм, процессов, осуществляющих правовую ориентацию индивидов, социальных групп в общественной жизни. [6, с.252] Третья группа авторов считает, что правовая культура – это совокупность таких элементов как право, система юридических норм, правовые учреждения. [3]
Таким образом, мы видим, что точки зрения на правовую культуру опираются на то, что основными компонентами изучаемого явления выступают три главных блока: право (знания о праве), правосознание, правомерное поведение – как результат формирования правовой культуры. Целесообразно упомянуть об уровнях правовой культуры. Традиционно выделяют высокий и низкий уровень правовой культуры. Он складывается из отдельных уровней правового мышления, уровня адекватности восприятия правовой действительности, особенностей правотворчества и уровня профессионализма правоприменителей, из того, насколько граждане доверяют своим законно выбранным ставленникам и ряд других факторов. В широком смысле можно сказать, что правовая культура общества – это степень восприятия права населением. В 2019 году внутриполитический блок Кремля провел очередной семинар для вице-губернаторов по внутренней политике. Он проходил в Подмосковье с 7 по 9 ноября, и на нем первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко подвел итоги выполнения KPI (ключевых показателей эффективности) внутриполитическими блоками регионов и Кремля. [4]
Каждому вице-губернатору раздали в конверте данные KPI по его региону. Цифры были подготовлены на основе георейтинга ФОМа (фонд общественного мнения) – закрытого исследования, которое проводится несколько раз в год. Помимо данных по рейтингу доверия президенту и губернатору, которые ложатся в основу KPI, были приведены цифры опросов еще по целому ряду показателей для каждого субъекта – отношению жителей к внешней политике президента, миграционной политике, экономической политике правительства, отношению к «Единой России», уровню социального самочувствия граждан. Это традиционный набор вопросов для георейтинга ФОМа. [4] Каждый из этих показателей – это один из вопросов, решенных или нет в регионе, который формирует отношение к власти. Отсюда мы можем сделать вывод, что уровень правовой культуры в каждом регионе различен и зависит от власти на местах. Местное самоуправление – это институт способный непосредственно влиять на уровень правовой культуры граждан, поскольку представляет собой институт гражданского общества. Также можно смело утверждать, что и сама местная власть испытывает зависимость от уровня правовой культуры отдельных граждан.
Европейская хартия местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.), ратифицированная Российской Федерацией в 1998 году под местным самоуправлением понимает право, и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. [2] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под местным самоуправлением понимает форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. [3]
И в первой трактовке и во второй мы видим, что речь идет о праве в интересах населения и с его участием. О том, что правовая культура – это право прежде всего, в своих трудах утверждали многие теоретики юриспруденции. Например, Н.Л. Гранат говорит о том, что правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества на данном этапе его развития, которое проявляется в качестве правовых актов, правовой деятельности, правосознания и правового развития личности, степени его свободы. [6] Т. В. Синюкова под правовой культурой понимает правовые нормы и ценности, институты…которые в совокупности выполняют функцию социоправной ориентации представителей конкретного общества. [10]
Система местного самоуправления на сегодняшний день развита достаточно. Но все же существуют факторы, которые способствовали бы укреплению власти и повышению уровня правовой культуры. Механизм формирования правовой культуры складывается из деятельности органов местного самоуправления, отношения к праву, соблюдения права правоприменителями, гражданами, а также различные методы и способы, способные влиять на правовое сознание граждан с учетом территориальных, экономических, политических и национальных особенностей. В Орловской области принят комплекс мер по повышению правовой культуры населения Орловской области на 2020 – 2025 годы. Контролирует данный процесс губернатор Орловской области Клычков А. Е.
В рамках реализации данных мер планируется повысить уровень правовой грамотности различных категорий населения, оказывать правовую помощь социально-незащищенным слоям населения, вовлекать молодежь в нормотворческий процесс, формировать у населения правовые ценностные ориентации, реализовывать меры по гражданско-патриотическому воспитанию. На наш взгляд, данный комплекс мер необходимо дополнить пунктом, связанным с повышением уровня правовой культуры государственных служащих. Поскольку именно они – те люди, с которыми работают рядовые граждане и от их общего уровня культуры, от их нравственно-ценностных идеалов зависит отношение к власти в целом.
Таким образом, правовая культура – это прежде всего взаимоотношения человека и государства в лице его представителей. Чем демократичнее процесс формирования органов местного самоуправления, тем выше уровень правовой культуры в целом, тем больше внимания данные органы уделяют правовой культуре в дальнейшем. Поэтому, если муниципальная власть (как и любая другая публичная власть) не пользуется авторитетом у граждан, то вся эффективность ее дальнейших действий по совершенствованию правовой культуры значительно снижается. Бюрократизация деятельности органов местного самоуправления, безусловно, снижает уровень доверия к ним со стороны населения, ведет к формированию правового нигилизма. То есть должностные лица органов местного самоуправления, прежде чем осуществлять меры по развитию правовой культуры населения, должны фактически «начинать с себя». [8]
Библиографический список
- https://rg.ru/2013/12/13/nigilizm-anons.html
- http://docs.cntd.ru/
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/aa8e0893f28ab9d82f0bd76c8573b8dd2afb02e2/
- https://www.rbc.ru/politics/10/11/2019/5dc814fa9a79477cd6a9cf1e
- Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. М. – ЮРИСТЪ. -1998. – 252с.
- Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура. ЮРИСТЪ. – 1998. – №11. – 7-12.
- Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Изучение правосознания и общественного мнения о преступности и деятельности правоохранительных органов: Пособие по методологии и методике исследования. М. – ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка. 1989. -116с.
- Савичев А. А. Проблемы развития правовой культуры населения на уровне местного самоуправления. Мониторинг правоприменения. 2014. № 4 (13). С. 55-58.
- Сальников В.П. Правовая культура//Теория государства и права. Курс лекций/Под. Ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько/ В.П. Сальников. М.-ЮРИСТЪ. -1999.-С.571.
- Синюкова Т.В. Правовая культура//Теория государства и права. Курс лекций. Саратов. – 1995.-С.427.