В Евросоюзе активно идет обсуждение проблем и тенденций, связанных с социальным партнерством в контексте профессионального образования в течение всей жизни.
В нашей статье основными постулатами данной образовательной парадигмы являются: социальное партнёрство и профессиональное образование/обучение в течение всей жизни. В связи с этим возникает необходимость более детального определения этих основных понятий.
Итак, социальное партнёрство рассматривается как особый тип социально-трудовых отношений, характерных для рыночной экономики, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальной баланс и реализацию их основных интересов. В настоящее время все большее значение приобретает социальное партнёрство в сфере профессионального образования, когда работодатели, представляющие интересы рынка труда и определенным образом формирующие его и заинтересованные в квалифицированных работниках, становятся субъектом в развитии профессионального образования и обучения.[1,с. 51].
В связи с социальным партнёрством образование и обучение (включая профессиональное образование и обучение в течение всей жизни) являются очевидным фактором в развитии личности с точки зрения гражданственной социальной значимости. В концепции обучения в течение всей жизни приоритет отдается деятельности, направленной на мотивацию индивидуума к обучению и повышению квалификации в любом возрасте, на любом уровне профессиональной подготовки. В самом широком смысле концепция обучения/образования в течение всей жизни рассматривает обучение как стратегию, помогающую людям справиться с собственным становлением, зрелостью и старением в том обществе, где они живут [2, с.21].
К сожалению, в нашей стране в условиях пандемии и глобального кризиса на эти концептуальные особенности все реже обращают внимание.
Избирательно и фрагментарно образование существовало на протяжении всей истории человеческого общества. Для одних учеба была сословной привилегией и удовольствием, для других – неприятной обязанностью. Третья, наиболее многочисленная часть людей, вообще оказалась лишена возможности учиться как в детстве, так и в последующие периоды жизни.
Ответом на такое положение вещей стала концепция непрерывного образования, которая была провозглашена ЮНЕСКО в 1972 году и поддержана рядом влиятельных межправительственных организаций [3]. По сути, речь идет о смене образовательной парадигмы, которая связана с общественным производством и воспроизводством знаний, навыков, информации, ценностей и традиций.
В историческом плане среди первых в нашей стране фундаментальных работ по основам непрерывного образования следует отметить монографию А.П. Владиславлева [4], посвященную образовательным аспектам научно-технической революции. Автор сумел вскрыть недостатки традиционной системы, как тогда говорили, «народного образования», в частности его базовой и дополнительной форм, указал на новые возможности системы «наука – техника – производство». Владиславлев А.П. обратил особое внимание на объективную необходимость систематического и самостоятельного повышения квалификации работниками, причем касалось это всех возрастных групп.
Кроме того, он проанализировал значение индивидуальности и системности как методологических принципов непрерывного образования. В настоящее время все чаще используют синонимичное словосочетание «обучение в течение всей жизни».
Другим известным разработчиком теории непрерывного образования стал В. Г. Онушкин, который на протяжении многих лет возглавлял первый и единственный в нашей стране НИИ образования взрослых в Санкт-Петербурге. Являясь членом редколлегии ряда международных теоретических журналов, а также членом ученого совета Института образования ЮНЕСКО (Гамбург), он сумел привлечь внимание крупных исследователей к проблемам непрерывного образования взрослых в современной России.
Но, к сожалению, эта проблематика так и осталась лозунгом в нашей стране.
Под редакцией В. Г. Онушкина была издана фундаментальная коллективная монография [5], посвященная функциям непрерывного образования (компенсаторная, адаптационная, развивающая) и его задачам (создание целостной системы образовательных учреждений, которая обеспечивает обучение и воспитание человека на протяжении всей его жизни и соответствует развитию сознательной потребности в новых знаниях, умениях и навыках). В дальнейшем В. Г. Онушкин в соавторстве со своим ближайшим сотрудником Е. И. Огаревым издали первый в стране словарь терминов непрерывного образования[6].
В 1990-2000-е годы активно работают и другие исследователи. Среди отечественных авторов, внесших значительный вклад в разработку теоретических основ непрерывного образования: М. Т. Громкова, С. И. Змеев, С. М. Климов, И. А. Колесникова.
В частности, хотелось бы отметить реально действующий Центр изучения проблем профессионального образования под руководством доктора педагогических наук, профессора Олейниковой О.Н.
В настоящее время очевидно, что работодатель и его предприятие, работающее в условиях высоко конкурентного рынка, остро нуждаются в мотивированных квалифицированных кадрах. В связи с этим работодатель весьма заинтересован в квалифицированной подготовке и переподготовке своих специалистов, и это можно рассматривать как важнейший вклад в создание кадрового резерва.
Профессиональное образование и обучение в течение всей жизни играют значительную роль при решении проблем занятости, особенно в контексте повышения квалификации работающих на предприятии.
Отмечается возрастающая роль предприятия как место, где существуют возможности для профессиональной подготовки и переподготовки, при сочетании обучения и практики на рабочем месте.
Необходимо учитывать существующее взаимопроникновение точек зрения и интересов, при этом очевидно, что в данном случае профессиональное обучение в течение всей жизни на самых разных уровнях создает образовательное пространство для налаживания необходимого и адекватного диалога между работодателями и наемными работниками. Безусловно, это способствует созданию более конкурентно способного предприятия, с привлечением более молодых кадров на рынке труда, обеспечивая их большими профессиональными возможностями и создавая возможности для реинтеграции безработных в рабочую среду.
Таким образом, социальное партнерство в связи с общей концепцией обучения в течение всей жизни развивается и реализуется в европейском профессиональном образовательном пространстве с учетом особенностей рынка труда.
В этой связи необходима реализация стратегии обучения в течение всей жизни, которая должна охватить не только профессиональные учебные заведения, но и работодателей, при этом, конечно же, должна значительно повысится роль самих граждан и их ответственность за собственное обучение.
Не менее важно сформировать культуру обучения в течение всей жизни.
Прочные основы знаний и умений должны закладываться в течение первых лет непрерывного образования, которое должно основываться на новых технологиях; при этом преподаватели средних и высших профессиональных учебных заведений должны постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Должна появиться особая гибкость учебных заведений в части их адаптации к новым требованиям рынка труда; сближении этих учебных заведений и работодателей. В результате должны появиться обучающие компании и фирмы.
Социальный диалог в сфере профессионального образования в течение всей жизни в большой степени зависит от реализуемых в рамках национальных государств специфичных моделей социального партнерства.
Наиболее приемлема схема: государство – учебное заведение – социальные партнеры – финансовое кредитование.
В Германии данная социально-педагогическая парадигма работает довольно четко и предполагает высокую степень правового регулирования в сочетании с самоорганизацией в промышленности, и такую структуру государства, в которой большие полномочия переданы Землям.
Во Франции и Австрии исторически образовательная система обучения в течение всей жизни регулируется государством, это ярко проявляется при национализации ключевых предприятий.
Другое дело – Великобритания. Здесь предполагается минимальное государственное вмешательство в организацию промышленности при сильной и независимой финансовой системе.
В Великобритании работодатели отвечают за большую часть профессионального обучения в течение всей жизни, объем обучения определяется потребностями работодателей.
В Великобритании активно действует модель социального партнерства:
рынок – образование.
Важно отметить и то, что во всех образовательных парадигмах – социальное партнерство в сфере профессионального непрерывного обучения и образования в течение всей жизни направлено на развитие высококачественного образования, отвечающего потребностям рынка труда и государства.
Заключение.
Таким образом, основные тенденции и формы развития профессионального образования/обучения в течение всей жизни в европейском контексте могут быть обобщены следующим образом:
1. Необходимо радикальное улучшение качества и эффективности профессионального образования и образовательных систем в международном контексте.
2. Отсутствие помех к получению любого профессионального образования в течение всей жизни.
3.Открытость образования и обучающих систем в глобальном мировом масштабе.
4.Создание органов социального партнерства на национальном, региональном, отраслевом и местном уровне и на уровне учебных заведений (с участием представителей предприятий, ассоциаций работодателей и предпринимателей, торгово-промышленных палат, организаций работников (профсоюзов) и представителей сферы образования) для разработки:
- квалификационных компетенций с учетом спецификации сферы труда;
- учебных программ (спецификация сферы образования в течение всей жизни);
- содержания и организации производственной практики на предприятии (обучение на рабочем месте) или в мастерских учебного заведения;
- прогнозов развития рынка труда и потребности в умениях и навыках;
- мониторинга развития региональных рынков труда;
- выявления необходимости введения новых специальностей образования и обучения в течение всей жизни.
Важно отметить, что практически во всех развитых странах профсоюзное движение играет важную роль в развитии социального партнерства.
Условно говоря, в нашей стране фактически отсутствует профсоюзное движение. Мы не берем в расчет некую Федерацию Независимых Профсоюзов, которая полностью себя дискредитировала и создала для себя собственную «кормушку», и руководители которой в основном далеки от образовательного пространства.
5. Расширение участия средних учебных заведений среднего и профессионально-технического обучения в повышении квалификации работников предприятий – социальных партнеров (модульные программы, основанные на компетенциях).
6. Организация стажировок преподавателей средних и высших учебных заведений на предприятиях социальных партнеров.
7. Участие социальных партнеров в системах обеспечения качества профессионального образования в течение всей жизни.
8. Создание мотивационных механизмов социального диалога (участие в совместных органах – советах, комитетах; повышение эффективности политики предприятий в области развития человеческих ресурсов и т.д.).
9. Выработка предложений по гармонизации спроса и предложения образовательных услуг в течение всей жизни на региональном рынке, отвечающей интересам регионального развития (профили и объемы подготовки).
10. Разработка и реализация совместных проектов в интересах регионального развития (тестирование новых технологий, оборудования, материалов и т.д., обучение студентов работе на новом оборудовании, с использованием новых технологий и материалов и распространение наработок в регионе).
Таким образом, мы концептуально определили основные тенденции развития профессионального образования и обучения в течение всей жизни в международном контексте на примере ряда стран Европейского Союза.
Библиографический список
- Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Глоссарий терминов профессионального образования и рыка,2001. – 63 с.
- Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Глоссарий терминов профессионального образования. – 63 с.
- Faure, E. Learning to Be: the World of Education today and tomorrow. Paris: UNESCO,1972; Recurrent Education: A Strategy for Lifelong Leaning for ALL (Delor’s Commission) Paris: OECD, 1996.
- Владиславлев А.П. Система непрерывного образования: состояние и перспективы. М.: Политиздат, 1984.
- Теоретические основы непрерывного образования / Ред. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. и др. – Педагогика, 1985.
- Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых. Междисциплинарный словарь терминологии. СПб.: ИОВ РАО, 1995. 232 с.