Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подбирая объекты деятельности учащихся и т. п.
Программа учебного предмета должна быть гибкой, динамичной и учитывать в своем содержании достижения науки, техники и технологии. Она должна допускать возможность отражения особенностей преподавания в школе и методических установок самого учителя.
Рабочая программа 5-9 класс А. Т. Тищенко, Н. В. Синица по учебному предмету «Технология» разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО 2015 г.) и требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).
Программа включает цели и задачи предмета «Технология», общую характеристику учебного курса, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Функции программы по учебному предмету «Технология»:
— нормирование учебного процесса, обеспечивающее в рамках необходимого объёма изучаемого материала чёткую дифференциацию по разделам и темам учебного предмета;
— плановое построение содержания учебного процесса, включающее планирование последовательности освоения технологии в основной школе, учитывающее увеличение сложности материала, исходя из возрастных особенностей обучающихся;
— общеметодическое руководство учебным процессом. Рабочая программа составлена с учётом полученных обучающимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Проанализировав программу, можно выделить раздел «Исследовательская и созидательная деятельность», при изучении которого развивается техническое творчество у обучающихся. На данный раздел отводится всего 8 часов.
Таблица 1 – Содержание раздела «Исследовательская и созидательная деятельность»
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Тема: Разработка и реализация творческого проекта (8 ч)
Работа над творческим проектом. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому проекту. Расчёт стоимости проекта. Защита (презентация) проекта |
Работать над проектом. Находить необходимую информацию с использованием Интернета. Выполнять необходимые эскизы. Составлять учебные технологические карты. Контролировать качество выполнения этапов проекта. Оценивать стоимость проекта. Разрабатывать варианты рекламы. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта |
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.
Результаты:
- Личностные: формирование познавательных интересов и активности;
- Метапредметные: использование дополнительной проектировании и создании объектов труда;
- Предметные: осознание ответственности за качество результатов труда.
УУД:
- Регулятивные: выбор способов деятельности;
- Познавательные: работа с дополнительной литературой;
- Коммуникативные: умение приходить к общему решению деятельности, самооценка.
Выпускник научится:
- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке;
С методической точки зрения учебный материал построен грамотно, прослеживается четкая структура материала, с последующим закреплением при выполнении практических работ. Возможность применить активные формы и методы обучения.
Таким образом, в рабочей программе по технологии А.Т. Тищенко и Н.В. Синицы для 5-9 классов на раздел Исследовательская и созидательная деятельность» выделено всего лишь 8 часов. В процессе изучения данного раздела, учащиеся учатся работать над творческим проектом.
Библиографический список
- Зименкова Ф.Н. Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях/ Ф.Н. Зименкова. – Москва: Прометей, 2013. – 94 с.
- Рабочая программа по технологии 5-8 класс. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица // [Электронный ресурс],- Режим доступа: https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-tehnologii-klass-at-tischenko-nvsinica-3220766.htm – Дата обращения (23.12.2020).