СТЕНДОВЫЙ МОДЕЛИЗМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ротанова Валерия Александровна1, Власова Анастасия Андреевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Сочнева Анастасия Сергеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье рассматривается социальная значимость кружка стендового моделизма для школьников, а также планируемые результаты и особенности организации кружка стендового моделизма в дополнительном образовании.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ротанова В.А., Власова А.А., Торопова А.И., Рыбина Е.А., Сочнева А.С. Стендовый моделизм в системе дополнительного образования // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/04/92907 (дата обращения: 18.04.2024).

Стендовый моделизм – один из видов детского технического творчества. Занимаясь им, учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные в школе на уроках физики, математики, истории, черчения и применяют их на практике, кроме того, получают знания, умения и навыки, которые не может дать школа. Хорошо организованный образовательный процесс в учебной группе воспитывает у ребят любовь к труду, целеустремлённость, самостоятельность, коммуникативность, оказывает позитивное влияние на формирование личности каждого воспитанника. Занимаясь любимым делом, учащиеся более активно приобретают новые знания, добиваются лучших результатов. Стендовый моделизм представляет собой творческий, производительный труд, который способствует развитию интеллектуальных способностей обучающегося, формированию гражданско-патриотических качеств личности. В процессе занятий у обучающихся вырабатываются: привычка к порядку, точности, аккуратности, систематичности; развивается выдержка, терпение, усидчивость; воспитывается умение не отступать перед трудностями; происходит работа над собой, искоренение в себе тех или других недостатков; повышается осознание ценности своей личности, что ведет к росту самоуважения.

Стендовый моделизм является прекрасным средством воспитания таких личностных качеств, как внимание, терпение, усидчивость, развитие моторики рук, умение продумывать на несколько шагов вперед. Занятия стендовым моделизмом дают ребятам возможность совместной общественной деятельности и способствуют формированию личности, умеющей сообща работать с другими; воспитывают у них уважение к производительному труду и его результатам, создают гармонию между словом и делом, мыслью и деятельностью. Стендовый моделизм дает знания по истории, истории создания, применения того или иного прототипа модели, общий след в истории, литературе.

Программа кружка по стендовому моделизму в дополнительном образовании призвана пробудить у обучающихся интерес к исследовательской деятельности, является средством воспитания патриотизма, эстетического вкуса и творчества, позволяет более углубленно изучать историю родной страны в контексте войн и конфликтов.

Почему занятия стендовым моделизмом для школьников важны? В 90-е годы прошлого столетия произошло существенное снижение уровня патриотизма и гражданственности, что связано с целым рядом негативных моментов в российском обществе; это самым пагубным образом отразилось на состоянии экономики России, её обороноспособности, привело к появлению групповых поведенческих девиаций, росту преступности среди молодёжи. К счастью, в последнее десятилетие появился ряд национальных программ, направленных на возрождение гражданского и патриотического воспитания молодёжи. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

В кружке стендового моделизма помимо сборки моделей учащиеся знакомятся с вспомогательными дисциплинами – хронологией, историей танкостроения и авиации, геральдикой, литературой, географией, физикой, основами композиции рисунка, а также применяют полученные знания в практической деятельности при создании стендовых моделей и участии в создании исторических диорам.

Учебный цикл в кружке стендового моделизма обычно состоит из теоретических занятий (доклады и краткие сообщения руководителя объединения и обучающихся по заданной теме), из практических занятий (перед выполнением которых проводится инструктаж по ТБ), иногда защиты творческих проектов. Неотъемлемой частью учебного процесса являются экскурсии в музеи боевой славы, встречи со специалистами военного дела, участия в выставках.

Кружок стендового моделизма должен располагаться в специализированном кабинете, обеспеченном соответствующей мебелью: рабочими столами, стульями, шкафами для моделей, стеллажами и шкафами для строящихся моделей, шкафами для хранения инструмента, столом для руководителя. Кабинет следует оборудовать различными тематическими стендами с военной техникой и наглядными пособиями. К работе в кружке дети приступают после проведения руководителем инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.

После освоения программы кружка стендового моделизма учащиеся будут знать:

-         основные вехи ВОВ и применяемой техники

-         виды и классификацию техники времен второй мировой войны и после неё

-         основные приёмы сборки модели

-         особенности и правила шпатлёвки, окраски, полировки моделей из пластика

-         особенности и правила окрашивания с помощью кисти и аэрографа

-         азбуку стендового моделизма

После освоения программы кружка стендового моделизма учащиеся будут уметь:

-         ориентироваться в терминологии стендового моделизма

-         пользоваться простейшим инструментом

-         собирать и оформлять модель самолета, танка или любую модель техники времен ВОВ по своему выбору

-         самостоятельно наносить детали (переводные картинки) на ровные поверхности

-         окрашивать в базовый цвет с помощью аэрографа или кисти, а также производить окраску несколькими цветами

-         собирать и оформлять модель самолёта, корабля, пушки или другой техники

-         самостоятельно изготовить несложную деталь, понимать правильность порядка сборки шагов.

Таким образом, суть программы кружка по стендовому моделизму в дополнительном образовании состоит в изучении военно-патриотического наследия страны через создание стендовых моделей и участие в создании художественных диорам, выставок. В настоящее время важно прививать интерес школьникам к истории родной страны, что можно успешно осуществлять через изготовление моделей военной техники своими руками в кружке стендового моделизма.


Библиографический список
  1. Даньшина. Н.П. Воспитание личности ученика на лучших примерах русской истории и культуры / Н.П. Даньшина// Воспитание в школе. – 2014. –  №2. – С. 13–17.
  2. Стендовый моделизм. Журнал. Учредитель – АО «Звезда». ООО АМА- ПРЕСС, Москва. 2003 – 2006 г.
  3. Чемерилова И.А. Патриотическое воспитание современных школьников // Журнал «Инновационная наука». – 2016. – С. 119-121.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ротанова Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация