В условиях реформирования системы образования в России одним из приоритетных направлений реализации принципов современной образовательной политики является совершенствование нормативно-правового регулирования сферы образования и образовательной деятельности. На сегодняшний день нормативно-правовое обеспечение образовательной организации и его соответствие законодательству на разных уровнях является объектом повышенного внимания в сфере управления образованием со стороны органов контроля и надзора, участников образовательной деятельности и общественности.
Нормативно-правовое обеспечение это способы, приемы и средства, обеспечивающие эффективность, стабильность, инновации образовательных процессов, реализацию намеченных планов, проектов и определение путей совершенствования личности в образовательном процессе, а также повышение качества образования. Потребность в совершенствовании нормативно-правовой базы в системе образования определена изменениями, которые связаны с образовательно-прогностическими, политическими и социально-экономическими условиями в Российской Федерации [1].
Одним из главных инструментов реализации государственной политики является нормативно-правовое регулирование. Сфера государственной политики в России традиционно охватывает систему целей и приоритетов развития страны, общества, экономики, социальной сферы [2].
Государственная значимости образования закреплена Россией путем принятия соответствующих статей Конституции РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», введение ФГОСов, а также иных нормативно-правовых документов, образующих систему образовательного законодательства [3].
За соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования наблюдают лица, исполняющие соответствующие мероприятия по надзору. Они контролируют содержание нормативно-правовой базы образовательной организации, а также непосредственную деятельность организации [4].
Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности должно выполнять единые функции, свойственные федеральному уровню системы образовательного законодательства, так и частные функции, которые свойственны региональному и локальному уровню нормативно-правовой базы и ориентированы на правовое регулирование образовательных отношений. Локальный акт имеет важное значение для правового регулирования, упорядочения отношений между субъектами образовательного процесса, так как принимается по главным вопросам осуществления и организации образовательной деятельности [5].
Таким образом, нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности – это главная составляющая всех видов и уровней управления. Современное образовательное учреждение, существуя в сложной правовой среде, обязано следить за всеми изменениями в нормах права на локальном, региональном, федеральном, а также международном уровнях. Полнота, точность, оперативность и своевременность представления информации считаются основой качества принимаемых управленческих решений в образовательной организации.
Библиографический список
- Булыгин А.С., Самсонова Н.В. Риски в деятельности образовательных организаций: организационно-правовые аспекты // Научный диалог. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-v-deyatelnosti-obrazovatelnyh-organizatsiy-organizatsionno-pravovye-aspekty (дата обращения: 07.01.2020).
- Зенкова М.А. Административно-правовое регулирование деятельности системы образования в Российской Федерации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. № 3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-sistemy-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 07.01.2020).
- Каландаришвили З.Н., Кочисов Ч.В. Правовое обеспечение педагогического образования // Территория науки. 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obespechenie-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 07.01.2020).
- Цветков В.В. Роль локальных нормативных актов образовательных организаций системы МВД России в образовательном законодательстве // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lokalnyh-normativnyh-aktov-obrazovatelnyh-organizatsiy-sistemy-mvd-rossii-v-obrazovatelnom-zakonodatelstve (дата обращения: 07.01.2020).
- Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Госельбах О.И. Нормативно-правовое регулирование в сфере образовательной деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 4 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovoe-regulirovanie-v-sfere-obrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.01.2020).