ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Ротанова Валерия Александровна1, Власова Анастасия Андреевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Кокарева Марина Евгеньевна1, Сочнева Анастасия Сергеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема использования электронных учебников в образовательном процессе. Анализируются достоинства и недостатки использования ЭУ, перспективы их развития, а также реальная практика использования электронной формы учебников в российских образовательных учреждениях.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ротанова В.А., Власова А.А., Торопова А.И., Кокарева М.Е., Сочнева А.С. Перспективы внедрения электронных учебников в образовательный процесс // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/11/90901 (дата обращения: 18.04.2024).

Электронный учебник – это продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен с помощью средств информатики, соответствующий утвержденной программе обучения и имеющий принципиально новые черты сравнительно с печатной формой учебника [1, с. 79]. Электронный учебник может быть представлен как электронной копией реально существующего печатного учебника, так и целым обучающим комплексом, обладающим широкими возможностями в использовании.

Принятие Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в разделе об электронном и дистанционном обучении создало базовые законодательные условия для использования в образовательном процессе электронного обучения, в том числе и электронных форм учебников. На основании приказа Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников» с начала января 2015 года наряду с печатным учебником применяется учебник в электронной форме [2, с. 54].

Уже несколько лет педагоги и эксперты обсуждают электронные учебники и особенности их использования, формируют методические рекомендации по их созданию, разрабатывают технологии и платформы, которые направлены на использования учебников электронной формы в образовательной среде.

Использование в процессе образования учебников в электронной форме имеет ряд достоинств и недостатков.

Рассмотрим достоинства ЭУ:

  1. Компьютеры и разнообразные электронные гаджеты есть почти в каждом доме и у каждого человека, что дает возможность учащемуся работать по электронному учебнику в любом месте и в любое время. Такая система обучения позволяет избавить ученика от необходимости постоянно носить тяжелые учебники в печатной форме.
  2. Одно из основных удобств электронного учебника – его мобильность в плане загрузки нового контента и его обновления, поскольку их накопительная возможность ограничивается только объемом памяти устройства.
  3. ЭУ интерактивны: в учебнике электронного формата можно быстро найти интересующий материал по поиску, делать заметки, объединять нужную информацию в логические блоки.
  4. В таких учебниках к тексту и иллюстрациям добавляется возможность использовать мультимедийный контент, чем не могут похвастаться учебники печатного формата. Ресурс становится «живым», информация представляется ярко и наглядно.

При использовании учебников электронной формы могут возникать следующие трудности:

  1. Доступ к электронным ресурсам может зависеть от заряда батареи электронных гаджетов, от наличия на устройстве Интернета и его скорости.
  2. Поскольку компьютеры и иные устройства могут стоит достаточно много, остается небольшой процент людей, которые не могут себе позволить приобрести желаемый гаджет, даже когда в этом есть необходимость.

В настоящее время используются различные виды технологий для разработки электронных учебников: технология HTML, JAVA, CGI, технология SSI, CSS, РНР, ASP, технология VBScript, технология XHTML и XML и другие [3, с. 47]. Продолжаются исследования в области совершенствования электронных учебников, разработки методологии их создания и использования, выявления их роли в системе средств и сред обучения, а одновременно – определения меры и средств поддержки учебника печатного формата [4, с. 134].

Электронные учебники получают все более широкое распространение в образовательной среде. Если верить статистике, в настоящее время на электронном обучении (включая использование электронных учебников) находится более 10% российских образовательных учреждений. Вероятнее всего, через несколько лет процент распространения электронных учебников в российских учебных учреждениях значительно вырастет, поскольку электронные учебники имеют массу преимуществ по сравнению с печатной формой учебной литературы, а современное общество с высокими стандартами и развивающимися технологиями требует интеграции классических и новейших способов организации образовательного процесса.


Библиографический список
  1. Мамоченко Н.В. Методические аспекты работы с электронным учебником // Вестник научных конференций. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2016. – 79-80 с.
  2. Шкрабо М.М., Бердникова Н.Б., Гуринович А.В. От электронного учебника – к электронному образованию // Педагогический имидж. – Иркутск: ГАУДПО Иркутской области “Институт развития образования Иркутской области”, 2015. – 54-56 с.
  3. Слизова С.В. Электронные учебники. Плюсы и минусы // Молодой ученый. – Казань: ООО «Издательство Молодой ученый», 2013. – 46-48 с.
  4. Ланкин В., Григорьева О. Электронный учебник: возможности, проблемы, перспективы // Высшее образование в России. – М: МГУП им. И. Федорова, 2008. – 130-134 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ротанова Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация