НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДИНАМИКИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Грибина Галина Александровна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Кокарева Марина Евгеньевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Статья посвящена поиску новых подходов к повышению эффективности организации управления системой образования, а также рассмотрению функций образовательной системы в контексте педагогического прогнозирования. В статье представлен анализ особенностей современной методологии прогнозирования динамики системы образования.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Кокарева М.Е., Федосеева Л.А. Направления методологии прогнозирования динамики системы образования // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/08/90091 (дата обращения: 26.12.2024).

Прогнозирование системы образования включает набор методов и подходов. Под прогнозированием следует понимать предсказание будущих изменений в ее развитии. Целью прогнозирования является использование накопленных знаний об образовании для выбора приоритетных направлений его научно-инновационного развития [1].

Прогнозирование – необходимый элемент разработки национальных проектов и программ, перспективных стратегических планов, а также государственного регулирования системы образования. Принятие ключевых решений без учета прогнозных оценок последствий их реализации, приводит к множеству ошибок и провалов [2].

Выделяют три направления методологии прогнозирования динамики системы образования.

1. Линейно-экстраполяционная методология, основанная на выяснении за достаточно длительный период тенденций развития и продления их на будущее с тем или иным исправлением корректировкой на основе экспертных оценок. Данная методология высоконадёжна и дает близкие к истине результаты в пределах одной фазы долгосрочного цикла. Но она дает сбой при смене фаз циклов, при переломе тенденций, в точках бифуркаций [3].

2. Методология Форсайт основана на коллективной экспертной оценке, обладает возможностью сбора, обработки и усреднения мнения большой группы квалифицированных специалистов и ученых о параметрах и тенденциях будущего развития. И тем не менее, данная методология страдает следующими недостатками: высокая степень усредненности экспертных оценок, субъективизм экспертов, большим коллективам экспертов присуще стремление продлить в будущее уже наблюдавшиеся тенденции и инерционность мышления. Суждение, отличающееся от мнения большинства, в большинстве случаев отбрасывается, тогда как именно оно может оказаться в тех или иных случаях наиболее правдивым. В случае игнорирования и отрицания восприятия принципиально новых научных идей, высказанных инакомыслящим,  цикличность динамики отражается в меньшей степени [3,4].

3. Методология, которая основывается на циклично-генетических закономерностях развития, позволяет учитывать генетические ограничения, направления изменчивости систем для адаптации к переменам в окружающей среде, пределы изменения наследственного генотипа при смене циклов, ритм цикличной динамики в экономике [3].

Бытует мнение, что для долгосрочного прогнозирования динамики системы образования в качестве методологической базы следует выбирать методологию, основанную на циклично-генетических закономерностях развития. Однако указанный вариант не исключает разработку прогнозов по первым двум разновидностям методологии.

Прогнозирование развития образовательной системы должно охватывать все основные направления развития педагогических технологий и науки. К числу объектов прогнозирования научно-инновационного развития образовательной системы относят: организационно-экономический механизм управления; техническое перевооружение и модернизация материально-техническая базы отрасли; приоритетные направления научно-инновационного развития; подготовка кадров; качество и конкурентоспособность образовательных услуг; научно-технический потенциал [4].

При разработке прогнозов развития образовательной системы должен быть собран весь необходимый информационный материал, причем информация должна многократно пополняться и подвергаться корректировке. Для построения прогностической модели следует использовать как статистические данные, так и экспертные оценки.

Для прогнозирования большинства показателей образования и науки неприменимы допущения и обоснованные интуитивные оценки. В таком случае, степень неопределенности сведений, получаемых из такого рода допущений и оценок, возрастает по мере увеличения масштабности и сложности решаемых научно-технических проблем, горизонта прогнозирования. Вероятность того, что предсказанные события действительно наступят, зависит от научной обоснованности экспертами оценок и допущений [1].

Из всего вышесказанного следует, что на сегодняшний день существует необходимость разработки прогноза оптимального размещения научно-образовательного потенциала страны, его наилучшего распределением между регионами Российской Федерации, его концентрации на приоритетных направлениях развития образования [2].


Библиографический список
  1. Карасев О. И., Китаев А.Е., Миронова И.И., Шинкаренко Т.В. Экспертные процедуры в форсайте: особенности взаимодействия с экспертами в проектах по долгосрочному прогнозированию // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2017. № 2.
  2. Маланов И. А., Гомбоев Т. Б. Методологические исследования проблемы управления развитием региональной системы образования в условиях ее модернизации // Вестник БГУ. 2014. №4-1.
  3. Соколова И.И., Сергиенко А.Ю. О методологии прогнозирования развития педагогического образования // ЧиО. 2016. № 1 (46).
  4. Смирнов С.А. Прогноз и форсайт: две парадигмы будущего. Методологический аспект // Вестник НГУЭУ. 2015. № 2.


Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: