Прогнозирование системы образования включает набор методов и подходов. Под прогнозированием следует понимать предсказание будущих изменений в ее развитии. Целью прогнозирования является использование накопленных знаний об образовании для выбора приоритетных направлений его научно-инновационного развития [1].
Прогнозирование – необходимый элемент разработки национальных проектов и программ, перспективных стратегических планов, а также государственного регулирования системы образования. Принятие ключевых решений без учета прогнозных оценок последствий их реализации, приводит к множеству ошибок и провалов [2].
Выделяют три направления методологии прогнозирования динамики системы образования.
1. Линейно-экстраполяционная методология, основанная на выяснении за достаточно длительный период тенденций развития и продления их на будущее с тем или иным исправлением корректировкой на основе экспертных оценок. Данная методология высоконадёжна и дает близкие к истине результаты в пределах одной фазы долгосрочного цикла. Но она дает сбой при смене фаз циклов, при переломе тенденций, в точках бифуркаций [3].
2. Методология Форсайт основана на коллективной экспертной оценке, обладает возможностью сбора, обработки и усреднения мнения большой группы квалифицированных специалистов и ученых о параметрах и тенденциях будущего развития. И тем не менее, данная методология страдает следующими недостатками: высокая степень усредненности экспертных оценок, субъективизм экспертов, большим коллективам экспертов присуще стремление продлить в будущее уже наблюдавшиеся тенденции и инерционность мышления. Суждение, отличающееся от мнения большинства, в большинстве случаев отбрасывается, тогда как именно оно может оказаться в тех или иных случаях наиболее правдивым. В случае игнорирования и отрицания восприятия принципиально новых научных идей, высказанных инакомыслящим, цикличность динамики отражается в меньшей степени [3,4].
3. Методология, которая основывается на циклично-генетических закономерностях развития, позволяет учитывать генетические ограничения, направления изменчивости систем для адаптации к переменам в окружающей среде, пределы изменения наследственного генотипа при смене циклов, ритм цикличной динамики в экономике [3].
Бытует мнение, что для долгосрочного прогнозирования динамики системы образования в качестве методологической базы следует выбирать методологию, основанную на циклично-генетических закономерностях развития. Однако указанный вариант не исключает разработку прогнозов по первым двум разновидностям методологии.
Прогнозирование развития образовательной системы должно охватывать все основные направления развития педагогических технологий и науки. К числу объектов прогнозирования научно-инновационного развития образовательной системы относят: организационно-экономический механизм управления; техническое перевооружение и модернизация материально-техническая базы отрасли; приоритетные направления научно-инновационного развития; подготовка кадров; качество и конкурентоспособность образовательных услуг; научно-технический потенциал [4].
При разработке прогнозов развития образовательной системы должен быть собран весь необходимый информационный материал, причем информация должна многократно пополняться и подвергаться корректировке. Для построения прогностической модели следует использовать как статистические данные, так и экспертные оценки.
Для прогнозирования большинства показателей образования и науки неприменимы допущения и обоснованные интуитивные оценки. В таком случае, степень неопределенности сведений, получаемых из такого рода допущений и оценок, возрастает по мере увеличения масштабности и сложности решаемых научно-технических проблем, горизонта прогнозирования. Вероятность того, что предсказанные события действительно наступят, зависит от научной обоснованности экспертами оценок и допущений [1].
Из всего вышесказанного следует, что на сегодняшний день существует необходимость разработки прогноза оптимального размещения научно-образовательного потенциала страны, его наилучшего распределением между регионами Российской Федерации, его концентрации на приоритетных направлениях развития образования [2].
Библиографический список
- Карасев О. И., Китаев А.Е., Миронова И.И., Шинкаренко Т.В. Экспертные процедуры в форсайте: особенности взаимодействия с экспертами в проектах по долгосрочному прогнозированию // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2017. № 2.
- Маланов И. А., Гомбоев Т. Б. Методологические исследования проблемы управления развитием региональной системы образования в условиях ее модернизации // Вестник БГУ. 2014. №4-1.
- Соколова И.И., Сергиенко А.Ю. О методологии прогнозирования развития педагогического образования // ЧиО. 2016. № 1 (46).
- Смирнов С.А. Прогноз и форсайт: две парадигмы будущего. Методологический аспект // Вестник НГУЭУ. 2015. № 2.