ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ермолаева Екатерина Львовна1, Грибина Галина Александровна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Кокарева Марина Евгеньевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В современной профессиональной школе педагоги оценивают уровень знаний обучающихся с помощью традиционных педагогических измерений результатов обучения. Кроме выявления знаний и усвоения учебной программы, это способствует эмоциональному и психологическому воздействию на обучающихся. Поэтому возникает вопрос об объективности и эффективности традиционных педагогических средств обучения.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ермолаева Е.Л., Грибина Г.А., Илюшина Е.С., Кокарева М.Е., Федосеева Л.А. Традиционные средства педагогических измерений результатов обучения в профессиональной школе // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89805 (дата обращения: 29.03.2024).

В настоящее время в профессиональной школе педагогу не обойтись без традиционных средств педагогических измерений, основной целью которых является оценивание результатов обучения. Однако многие педагогические ученые считают, что традиционные средства педагогических измерений результатов обучения в профессиональной школе приводят к необъективному оцениванию степени освоения обучающимися знаний, умений, навыков, установленных образовательной программой [1].

Под оцениванием педагогические ученые, такие как В. А. Сухомлинский, А. В. Хуторской, Ю. К. Бабанский, понимают процесс изучения и проверки знаний обучающихся. Оценка выступает результатом процесса проверки знаний и количественным показателем качества результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся [2]. Кроме оценивания результатов обучения, то есть выявления уровня владения обучающимися знаниями, умениями и навыками, традиционные средства педагогических измерений направлены на:

  • обнаружение пробелов в усвоении образовательной программы;
  • пробуждение у обучающихся мотивации и интереса к учению;
  • развитию самоанализа и самооценки обучающихся.

Стоит отметить, что самооценка обучающегося не учитывается при подведении официальных результатов. Зачастую психологический аспект выставления отметок остаётся без должного внимания. Педагоги, руководствуясь критериями оценивания, порой допускают бестактность, особенно по отношению к «отстающим» обучающимся. Вместо оценивания реальных знаний, педагог переходит на личные качества обучающихся. Поэтому традиционные средства педагогических измерений критикуются учёными, педагогами и обучающимися, которые подвергают сомнению эффективность оценивания с помощью традиционных педагогических измерений. К тому же сложившаяся пятибалльная система отметок обладает низкой чувствительностью оценочной шкалы [1].

Анализируя подходы учёных к процессу оценивания успеваемости обучающихся в психолого-педагогической литературе, можем проследить разное отношение к данному процессу. Например, С. Т. Шацкий выступал против оценок и экзаменов, считая, что оценка отрицательно влияет на психику обучающегося. Ш. А. Амонашвили достаточно ярко и подробно описал все последствия использования балльной системы оценок. Он показал, что данная система приводит к распределению учебного коллектива на ярусы. Например, отличники – это способные и умные обучающиеся, являющиеся гордостью, а троечники тянут коллектив назад [2].

Ш. А. Амонашвили предложил более радикальное решение проблемы оценивания учебной деятельности обучающихся. Он вовсе отказался от балльной системы оценок и заменил её развёрнутой характеристикой обучения обучающихся. Однако большинство педагогов считают, что оценка является необходимым элементом учебно-воспитательного процесса. По словам известного психолога Б. Г. Ананьева, «отсутствие оценки – это худший вид оценки, поскольку данное влияние не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект» [2].

Значимым недостатком традиционных педагогических измерений является полное сосредоточение оценивания на измерении уровня ЗУНов и лишь в некоторой степени – творческих способностей обучающихся.  Хотя важнейшим структурным компонентом содержания личностно ориентированного образования является опыт личностного саморазвития, опыт эмоционально-ценностных отношений обучающихся. Что же касается знаний, то они выступают в качестве механизма становления и развития личности. «Статус» оценки и процесса оценивания в условиях личностно ориентированного образования остается недостаточно изученным [1].

Таким образом, традиционная пятибалльная система оценивания результатов обучения необъективна. Это приводит к новому «витку» затруднений педагогов-практиков. Особенно ярко они проявляются в процессе оценивания результатов внедрения инновационных образовательных программ, новых педагогических технологий, таких как личностно-ориентированное обучение [1]. Совершенно очевидно, что возникает необходимость разработки новых видов, форм, методов и средств оценки, динамики продвижения обучающихся в образовательном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности обучающихся. В этой связи возникает задача создания междисциплинарных (комплексных) измерителей, требующих при оценке результатов обучения использования методов многомерного шкалирования и специальных методов интеграции оценок отдельных характеристик обучающихся [3].


Библиографический список
  1. Шамова Т.И., Худин А.Н., Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н., С.А. Золотухин, И.Я Благирева, Современные средства оценивания результатов обучения. Учебное пособие. – М.: Московский педагогический государственный университет, Курский государственный университет, 2005. – 186 с.
  2. Кузина С.И., Бощенко З.Б., К проблеме оценивания обучения обучающихся. [Электронный ресурс] / С.И. Кузина, З.Б. Бощенко // Профессиональные ориентиры. Психолог в школе. – 2016. – №3. – Режим доступа:   http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_22_27_14438.pdf
  3. Вальдман И.А. Самооценка школы: основные понятия. [Электронный ресурс] / И.А. Вальдман // Проблемы современного образования. – 2012. – №2. – Режим доступа: http://www.pmedu.ru/res/2012_2_11.pdf


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация